
(0.1) Концепция
Отношения между искусством и технологиями обсуждались в утопических и антиутопических формулировках будущего. В основе модернистского утопического видения Баухауза 1920-х годов лежал лозунг «Искусство и технология — новое единство». Предполагалось, что эти две дисциплины были в чем-то неполноценны сами по себе и нуждались в взаимосвязи. После двух мировых войн, начала холодной войны и ядерной эры, люди стали воспринимать технологии как угрозу жизни и свободе. Для Хайдеггера искусство (poiesis) было «лекарством» от угрозы «технологического обрамления».
Маклюэн описал искусство как форму культурного «радара» для изучения и контроля медиа, а также для улучшения «восприятия наших технологий и их психических и социальных последствий».
Рой Эскотт (в 1980 году) подробно описал отношения между искусством и технологиями. Телематическое искусство соединяет компьютеры и телекоммуникации, использует их в качестве изобразительного средства. Этот термин впервые был употреблен Саймоном Нора и Аленом Минком в докладе президенту Франции Валери Жискар д’Эстену (в 1989 году) и в дальнейшем популяризирован в публикации отчета на английском языке под названием «Компьютеризация общества». Нора и Минк заявили о том, что телематика «будет иметь более широкие последствия» в сравнении с технологиями. Они понимали, что телематика может использоваться либо для усиления централизованного контроля, либо для облегчения децентрализации контроля. Нора и Минк брали за основу знание, стремление правительств и других могущественных лиц контролировать доступ к технологиями, чтобы контролировать избирателей, которые в свою очередь становились все более и более нетерпимыми к такому иерархическому контролю.
«Проблема заключается в сложности построения системы связей, которая позволит информации и социальной организации развиваться вместе», — писали Нора и Минк.
Частично преследуя ту же цель, Telematic Art опирается на центральную тенденцию экспериментального искусства 20-го века, чтобы сделать зрителя все более активным участником эстетических обменов. Эскотт был основным теоретиком в этой области. В 1983 году он впервые употребил термин «телематика» по отношению к искусству. Телематика, по определению Роя Эскотта, — это термин, используемый для обозначения компьютерных коммуникационных сетей между географически разбросанными людьми и учреждениями и между человеческим разумом и искусственными системами интеллекта и восприятия.
По мнению Эскотта, важным в теории и практике телематического искусства является то, что зритель становится активным участником, который задействован в создании произведения. Произведение же, в свою очередь, не является статичным, оно находится в движении и развитии на протяжении всего своего существования.
В своем эссе «Есть ли любовь в телематических объятиях?» (1990) Эскотт попытался приписать электронному искусству потенциал для воплощения любви. Рой обратился к общему вопросу критиков электронного искусства, к их опасениям, что технологии сокрушат и дегуманизируют искусство. Если бы действительно можно было бы показать, что телематическое искусство потенциально может воплощать любовь. Тогда бы не возникал вопрос о том, что искусство может быть одновременно электронным (относится к продукту технологий) и служить гуманистическим принципам.
Аргументируя свою теорию, Эскотт казалось бы пытался противостоять двум несовместимым понятиям. Любовь как страстное влечение, по его мнению, универсальный принцип взаимодействия с очевидными случайностями, в отношении истории, пола и культуры, а также между любовью проявляющейся в физическом присутствии, в отличие от телеприсутствия. Эскотт охарактеризовал свой проект в терминах Деррида как «чистое электронное различие» — изобилующее «неопределенностью» и «нестабильностью».
Эти идеи плавно перетекают к обсуждению следующей теории Эскотта о Телематическом Искусстве и объединенном планетарном сознании. Хотя в основном это описательный и исторический отчет, он также показывает нам то, как художник осмысляет вышеупомянутые наборы противоположностей, и предлагает более тонкое выстраивание отношений между искусством и технологиями. Обсуждение еще одной общепринятой противоположности — теории и практики — в творчестве Эскотта затрагивает некоторые эклектичные источники, наполняющие творчество художника, в том числе Анри Бергсона, Норберта Винера, Хайнца фон Ферстера, И Цзин, Тейяра де Шардена, Питера Рассела, Шарль Фурье и Марселя Дюшана.
И так, телематическое искусство — это искусство, которое строится на принципе взаимоотношений технологий и искусства, средствами изображения которого являются компьютеры и телекоммуникации. В своем визуальном исследовании я хочу подтвердить теории, которые выдвигали практики и исследовать изобразительный язык данного направления в современном искусстве.
(0.2) Самой популярной работой Роя Эскотта стала La Plissure du Texte, 1983 года
Рой Эскотт, La Plissure du Texte, 1983
В 1983 года Рой Эскотт был приглашен на работу для выставки «Electra 1983», организованной Фрэнком Поппером для музея современного искусства в Париже. Эта выставка была посвящена работе электричества в искусстве. Эскорт предложил использовать сеть ARTEX как инструмент организации и как текстовую среду для создания всемирного распределенного повествования — глобальной коллективной сказки.
13 июля он разместил описание проекта и приглашение на ARTEX для художников. К проекту присоединились люди более чем из 11 городов Европы, Северной Америки и Австралии. В ноябре этого же года, между участниками были распределены роли традиционных сказочных персонажей. Кто-то был ведьмой, кто-то — феей-крестной. Кроме простой идеи создать сказку, Рой Эскотт не предлагал больше ничего. Художников просили просто импровизировать. Из-за разницы часовых поясов и характера повествования получился проект больше напоминающий сюрреалистическую игру «Изысканный труп».
Терминалы. La Plissure du Texte, 1983
Терминал. Сан Франциско.Том Клинковштейн и Грег МакКенна в La Mamell
La Plissure du Texte была активна 24 часа в сутки в течение 12 дней. С 11 по 23 декабря 1983 года. Хоть в каждой локации были одинаковые копии текста, тем не менее итоговые версии все равно всегда чем-то отличались
Дисплей 532, часть из La Plissure du Texte, 1983
Дисплей 337, часть из La Plissure du Texte, 1983
Номер 269, часть из La Plissure du Texte, 1983
Дисплей 609, La Plissure du Texte, 1983
La Plissure du Texte был задуман и координировался Роем Эскоттом, сетевая организация — Роберт Адриан, координаторами в различных местах были: Брюс Бреланд (Питтсбург); Хэнк Булл (Ванкувер); Дэвид Гарсия/Энни Райт (Амстердам); Эрик Гидни (Сидней); Хельмут Марк/Зелко Винер (Вена); Грег МакКенна/Том Клинковштейн (Сан-Франциско); Джон Саутворт (Гонолулу); Норман Уайт (Торонто).
(0.3) Норман Уайт, Hearsay
Hersay — телекоммуникационное мероприятие, основанное на детской игре «Сломанный телефон» (в русской интерпретации), по правилам которой секретное сообщение передается шепотом от человека к человеку, пока оно не вернется к своему отправителю. В случае проекта Норма Уайта, сообщение транслировалось по всему миру в течении 24-х часов, примерно следуя за солнцем, по глобальной компьютерной сети (IP Sharp Associates). Каждому из восьми участвующих центров было поручено перевести сообщение на другой язык перед его отправкой. Весь процесс контролировался в A-Space в Торонто.
Часть из Hearsay. Норман Уайт
Часть из Hearsay. Норман Уайт
Часть из Hearsay. Норман Уайт
(0.4) Ecafe Manifesto, Кит Галловей и Шерри Рабиновиц
Satellite Arts, 1975
С 1975 по 1977 год художники Кит Галлоуэй и Шерри Рабиновиц разработали серию проектов, которые они объединили под общим названием «Эстетические исследования в телекоммуникациях» (1975 год). Среди этих работ был проект Satellite Arts Project, который касался множества вопросов телематического искусства и виртуального пространства. Главной идеей Satellite Arts Project был эстетическое исследование, в котором исполнительское искусство применялось бы как способ исследования возможностей и ограничений различных технологий для создания новых контекстов для изображения. В то время спутники были единственным средством передачи информации по всей планете. Но телевидение в то время не было идеальным и часто случались задержки при передачи информации. Артисты сосредоточились на этих самых задержках, когда исполняли ряд танцевальных и музыкальных номеров в режиме прямой трансляции.
Satellite Arts, 1975
International Telecollaborative Painting 1989
Изображения, полученные с Macintosh II, являются частью множества работ, созданными людьми в Парижском Музее. Художники из Франции, Кит Галловей и Шери Рабинович смогли построить диалог основанный на графике. Они обменивались картинками по телефонной сети, модифицировали их и отправляли обратно. После этого, уже в штаб-квартире ECI (Санта-Моника) проводилось совместное рисование на экранах в режиме реального времени.
«Aesthetic Research In Telecommunications (ART-COM),» 1982
В Университете Лойола Мэримаунт художники разработали и провели междисциплинарный лабораторный класс, который изучает потенциал и будущее общих виртуальных пространств. Здесь изображены 2 части из множества представлений в виртуальном пространстве.
«Hole in Space,» ©1980
Два экрана, которые одновременно вели прямую трансляцию. Без публичного заявления, художники взяли и установили «Дыру в космос» в окне, выходящим на тротуар Линкольн-центра в Нью-Йорке и еще одну в витрине универмага на Бродвее в Сенчур-Сити (Лос-Анджелес). Оба экрана могли вместить изображения около 15 человек одновременно. Люди могли общаться друг с другом на расстояние так, будто бы они стояли на одном углу улицы. Это действие длилось 3 вечера. В первый вечер, люди просто находили эти экраны и звонили своим друзьям через телефонные аппараты, чтобы назначить встречу. Во вечер, о «Дыре в космос» объявили по телевидению и радио в обоих местах. В третий вечер люди приезжали издалека, иногда даже целыми семьями, чтобы связаться с родственниками, которые находятся очень далеко от них.
(0.5) Light on the Net, 1996 Маски Фуджихата
Сейчас этот проект не действует. задокументированный процесс можно посмотреть на YouTube.
Light on the Net, 1996
Сейчас мы воспринимаем электричество как данность. Нажимаешь на выключатель свет загорается, нажимаешь еще раз — гаснет. Проект «Свет в сети» Масаки Фуджихаты пытается создать и показать зрителю некую волшебную часть этого процесса. Наблюдатель может включать или выключать любой из 49 светильников в Gifu Softopio Center, к западу от Токио, Япония.
Зритель мог управлять источниками света дистанционно, используя интернет.
Light on the Net, 1996
Light on the Net, 1996
(0.6) Tillie, the Telerobotic Doll, Линн Хершман 1995-1998.
В 1995 году Линн Хершман создает проект Тилли. Хершман продолжает экспериментировать и изучать вопросы идентичности, но с телепатическим поворотом. С помощью интернета участники могут направлять взгляд Тилли и видеть то, что видит она. По словам Линн Хершман, наше зрение расширяется через сеть, и этот зрительный протез превращает нас в киборг-программу с машинным расширением. В этом проекте вопросы идентичности еще более смешаны, потому что одним глазом Тилли видит то, что находится в физическом мире, а другим она захватывает изображения из Интернета, такой же реально среды для нас.
Tillie, the Telerobotic Doll
Tillie, the Telerobotic Doll
Tillie, the Telerobotic Doll
(0.7) Community of People with No Time: Identity and Collaboration Shifts Виктория Весна
Community of People with No Time: Identity and Collaboration Shifts
Компьютерные технологии обещали нам сэкономить время и создать ощущение общности, но вместо этого мы страдаем от переизбытка информации и нехватки времени. Приходится пересматривать устоявшиеся порядки общества. При разработки обще сетевых ресурсов, время является наиболее важным ресурсом, который необходимо учитывать. Изучение требует времени, выстраивание отношений требует времени. Но как же мы относимся к среде, где отношения строятся на общении и обмене информации, в которой физическое присутствие необязательно? «Notime» развивает способы использования визуализации социальных сетей для создания новых паттернов общения, раскрывая эстетическое пространство, которое основывается на времени общение с другими, и объеме внимания, которое аудитория уделяет людям, представленным в виде тканей мемов.
Community of People with No Time: Identity and Collaboration Shifts
Инсталляция позволяет зрителям перемещаться в сетевой среде своими телами и посредством их взаимодействия воздействовать на конструируемые геометрии, представляющие информационные тела-данные людей, подключенных к выставке «Телематические связи». Восприятие времени усиливается не только концептуальной структурой, но и самой архитектурой, построенной с использованием эластичной геометрии интервалов и управляемой трехмерной звуковой среды. Время, проведенное на разных людях, встроенные в геометрию мемы, а также общее время, проведенное в пространстве, измеряется на протяжении всего опыта.
Community of People with No Time: Identity and Collaboration Shifts
(0.8) Mori, 1997, 1999 Кен Голдберг, Рэндалл Пэкер, Грегори Кун, Войцек Матусик
Mug Shots создателей
«Мори» — это Интернет проект, в котором художники пытались представить землю как живой организм. В этой установке мельчайшие движения разлома Хейворд в Калифорнии регистрируются сейсмографом, преобразуются в цифровые сигналы и непрерывно передаются через Интернет на установку.
Этот проект позволяет пользователям почувствовать мельчайшие движения разлома Хейворд в Калифорнии, которые регистрируются сейсмографом, преобразуются в цифровые сигналы и непрерывно передаются на конструкцию по сети Интернет. За занавеской находится инсталляция, посетители следуют по оптоволоконному кабелю к центру, где находится сам арт-объект. Поток сейсмических данных в реальном времени управляет встроенным визуальным дисплеем и захватывающими низкочастотными звуками, которые передают непредсказуемые колебания движения земли.
Название связывает японский термин «лес-святилище» с латинским «напоминание о смертности». В «Мори» непосредственность телематических объятий между землей и посетителем ставит под сомнение подлинность опосредованного опыта в контексте случайности, человеческой хрупкости и геологической выносливости.
Mori Seismic Installation, 1999-
Mori Seismic Installation, 1999-
Mori Seismic Installation, 1999-
(0.9) Dislocation of Intimacy, 2004
Dislocation of Intimacy — это сетевая инсталляция Кена Голдберга и Боба Фарзина, которая исследует тонкие отношения между непосредственным и опосредованным. Инсталляция представляет собой герметичный черный стальной. Пользователь выбирает один из пяти источников света, нажимает кнопку и получает сюрреалистическую, таинственную тень, которая показывается на экране в черно-белых оттенках. Сейчас система отключена.
Dislocation of Intimacy, 2004
(0.10) Teleporting An Unknown State (1994/96) Эдуардо Кац
Диаграмма работы инсталляции Teleporting An Unknown State
Инсталляция «Teleporting An Unknown State» создает ощущение Интернета как живого организма. В очень темной комнате стоит пьедестал с землей, в которую посажено семечко. Через видеопроектор, который висит сверху и направлен на пьедестал, участники удаленно могут направлять свет через (с помощью сети интернет Интернет). Они искусственно создают процесс фотосинтеза, поэтому семечко может расти в полной темноте.
(0.11) RC Robot (Telepresence), 1986
RC Robot
В 1986 году Кац работал с радиоуправляемыми телероботами на выставке «Высокие технологии Бразилии» (Centro Empresarial Rio в Рио-де-Жанейро).Он использовал антропоморфного робота высотой 7 футов, который общался с посетителями выставки. Голос робота был голосом человека, передающимся по радио. Помимо того на выставке робот использовался в диалогическом перформансе, разработанным совместно с Отавио Донаши. В нем робот взамодействовал с видео-существом Дошани. Через робота невидимый для зрителя человек отвечал на заранее записанные вопросы видео-существа.
(0.12) Conversation (Slow Scan TV), 1987
«Conversation» — это телевизионная работа Эдуардо Каца, реализованная в Centro Cultural Três Rios в Сан-Паулу 17 ноября 1987 года. Slow-Scan TV (SST) был ранним типом видеотелефона, который позволял передавать и принимать последовательные неподвижные видеоизображения по обычным телефонным линиям. На передачу каждого изображения уходило от восьми до двенадцати секунд. Вместо того, чтобы рассматривать каждую картинку как окончательную форму или последовательность изображений, Кац исследовал процесс формирования изображения.
Conversation
(0.13) EarthDay Impromptu (Slow Scan TV), 1989
Факс, отправленный Эдуардо Качем, Карлосом Фадоном и Ирен Файгенбойм.
EarthDay Impromptu (21 и 22 апреля 1990 г.) был общим проектом для художников Эдуардо Каца, Карлоса Фадона и Ирен Файгенбойм (Чикаго) и Брюса Бреланда (из группы DAX Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге), а также для других художников из разных городов Америки и разных стран (Австралия, Австрия, Бразилия, Израиль, Португалия, Англия, Франция и Канада). Все участники проекта были частью импровизированного экологического праздника. Для создания и обмена изображениями использовались как факс, так и медленное телевидение (SST).
Эдуардо Кац, «Экспромт в честь Дня Земли», рисунок топологии сети, тушь на бумаге, 8,5×11 дюймов (21,6×27,9 см), 1990 г.
(0.14) Interfaces, 1990
Interfaces, 1990
«Interfaces» были задуманы и организованы Эдуардо Кацем в режиме совместной трансляции (10 декабря 1990 года) с группой художников в Чикаго и с другой группой в Центре творческих исследований Университета Карнеги-Меллона в Питтсбурге. В этой работе художники хотели исследовать такую проблему как формирование и исчезновение идентичности в Интернете. Трансляция была показана на большом экране в золе Школы художественного института в Чикаго. «Interfaces» построили визуальный диалог между участниками таким образом, который напоминал словесный обмен между двумя людьми. Для передачи спонтанности такого диалога художники создали вертикальные изображения SSTV, которые складывались в неожиданные комбинации из лиц в режиме реального времени.
Interfaces, 1990
Interfaces, 1990
(0.15) Заключение
И так, в своей работе я рассмотрела работы пионеров телематического искусства. Известные и не очень. Художники смогли грамотно выразить и показать нам синтез искусства и технологий. Технологии не всегда несут разрушительный характер, они существуют в гармонии с людьми в современном мире. Телематическое искусство — это этап перехода от традиционного представления искусства (физического) к новому виду. Оно соединяет и воспроизводит, изучает и экспериментирует. Художники того времени ставили гипотезы и пытались их доказать. Сейчас же современное искусство действительно находится в тесных отношениях с технологиями.