
В октябре и ноябре этого года мне представилась возможность поработать с известной и крупной культурной институцией
Специально для музея-заповедника «Остафьево» наша команда студентов создала анимационный ролик, посвященный появлению новых слов в русском языке. Этот проект стал частью экспозиции выставки «Весь московский Арзамас»
Музей-усадьба «Остафьево» — «Русский Парнас» — место с богатейшей историей, где бывали Карамзин, Пушкин, Вяземский. Выставка «Весь московский Арзамас» посвящена легендарному литературному обществу начала XIX века, участники которого стремились реформировать русский язык, борясь с архаикой и скукой. Перед нами стояла задача создать самостоятельную работу, которая впишется в этот исторический и смысловой контекст.

фото с выставки
Работа началась со предложения Евгении Абелюк посотрудничать с музеем. Так сформировалась наша междисциплинарная команда из трёх человек: участников майнора «Театральный медиатор».
Ключевой вектор задал Евгений Гриневич, автор научной концепции выставки. На встрече он подчеркнул, что видит выставку как инструмент, влияющий на восприятие мира и языка посетителями. Ему хотелось добавить в экспозицию чего-то нового, дерзкого — под стать самим «арзамасцам». Музей предоставил нам полную свободу в выборе формата и жанра, доверившись нашему видению.
«Как когда-то общество „Арзамас“ поменяло представление о русской культуре, так и мы сегодня внедряемся в музейное пространство, стараясь разнообразить экспозицию и привлечь новый взгляд»
Начало работы
Сроки работы были весьма ограничены, а наша команда состояла из трех человек, поэтому почти во всех этапах создания видеоролика принимал участие каждый из нас. Наша работа строилась следующим образом: общее обсуждение, создание черновиков, придумывание общих концепций, а после — этап проработки который брал на себя один человек. Так моими основными обязанностями стала: доработка сценария, разработка визуального стиля и анимирование первой части ролика.
рабочие материалы
На этапе разработки мы глубоко погрузились в исторический контекст. Благодаря материалам, предоставленным Евгенией Абелюк, мы читали переписки поэтов и литературу той эпохи. В основу сценария легла реальная переписка двух поэтов-«арзамасцев». Константин Батюшков упрекал Николая Гнедича в молчании, изобретя слово: «раз не пишешь — значит, без-действуешь!». Такого слова в языке не было, но Гнедич подхватил игру: «Браво! Ишь ты, выдумал слово! Без-действу-ешь… то есть, действуешь без, то есть, как будто не действуешь».
Эту историю мы переработали в сюжет о мальчике, который задумывается о появлении новых слов.
Наш видеоролик — это история о том, что язык постоянно меняется, он подвижен и этим прекрасен. К родному языку стоит относиться с трепетом, но при этом свободно впускать новое — ведь именно изменения помогают нам говорить ярче, точнее и интереснее
Разработка визуального языка и анимация
Я занималась разработкой визуального языка и созданием первых кадров, которые задали тон всему ролику. Важно было не скопировать стилистику ушедшей эпохи, а переработать её в нечто современное и легко воспринимаемое, как молодой так и взрослой аудиторией.
Мы выбрали лаконичную стилистику: Простые линии и пятна, складывающиеся в узнаваемые формы. Мягкая цветовая гамма с небольшими яркими акцентами, чтобы не перегружать зрителя и соответствовать атмосфере усадьбы.
Всю анимацию мы поделили на две логические части, выходящие из сюжета, и работали над ними параллельно.
Итоги
Премьера ролика состоялась на торжественном открытии выставки. Работа получила теплый отклик: мы услышали много слов благодарности от сотрудников музея и кураторов, а о проекте написали на новостном портале ВШЭ. Но самое главное — ролик живет своей жизнью. Он стал частью экспозиции и будет демонстрироваться в музее «Остафьево» до закрытия выставки 21 января 2026 года.
Посмотреть видеоролик полностью можно по ссылке
Команда проекта: Виктория Гаева — визуальная концепция, анимация Алиса Лукина — анимация, титраж Даниил Дудин — сценарий, создание саундтрека
Огромное спасибо Евгении Абелюк за приглашение в этот проект и кураторскую помощь, Евгению Гриневичу за доверие к молодым специалистам, и музею «Остафьево» за открытость новому!
*Все использованные кадры видеоролика в лонгриде были сделаны его автором