
Экран телевизора — лакановское зеркало, хранящее то, что психика вытесняет и отщепляет. Мечта, сон, словами Савоя Жижека «иллюзия реальней реальности». Начало массовой «телевизации» в послевоенном СССР создало великую иллюзию всеобщего счастья, покрывшуюся затем, как глазурью, лакировочными тенденциями брежневской эпохи, — единое союзное телевидение. Это наслаждение из-под палки, информационно пропагандистскую и культурно- образовательную машину наши бабушки и дедушки любовно называли «голубым экраном».

Наши отцы впитали навязанный прорывом рыночной экономики образ: зритель в пустыне, где нет ничего, кроме колы. Но она сладкая — он пьет, закуривая вместе с Уэйном Маклареном Marlboro Red, и хочет пить еще больше. Мы же, дети 1980- 90-х, не испытываем к телевизорам теплых чувств и гордимся этим. Мы думали, что научились воспринимать экран по- пелевински: «Смотришь все программы новостей, но телевизор не включаешь». Для нас многоканальное вещание Останкинской башни — это не голубой экран, а «зомбоящик». Мы обзавелись smart TV и соединяем в связку с ними игровые консоли, смартфоны, компьютеры и планшеты. Однако состояние по joy по Жижеку неизменно — мы мечтаем о переменах, но сам способ мечтать устарел.

Мы напоминаем лакановский объект, А выпавший из символического, где «поле Реального» возможно только символического, посредством выпадения объекта А, который, однако, задает угол зрения. Да, сумка первых постсоветских челноков все еще с нами проросшая цветными полосами испытательной таблицы советского телевизора. Но в работе есть предощущение надежды на то, что во время выставки deus ex machina от Бэнкси разрежет навязчивый орнамент и действие изменит позицию наблюдателя.
Фестиваль современного искусства «Первая фабрика авангарда», Выставка «Ген», Иваново
Работа на выставке a-s-t-r-a vol.5 a—s—t—r—a gallery × newnow.
Работа на выставке a-s-t-r-a vol.5 a—s—t—r—a gallery × newnow.