
Введение
В послевоенное десятилетие мужская одежда и образ были достаточно консервативными и имели множество ограничений. Демонстративная сексуальность и яркая одежда считалась исключительно женской привилегией, а мужчины придерживались гипермаскульнного имиджа, чтобы не разрушить мужественный и строгий образ.
Ситуация начала постепенно меняться в 1960- х, в этот период мужской образ уже начал терять строгость, а молодежная культура стала меньше связывать внешний вид с социальным классом и больше с индивидуальностью и поиском идентичности. Поворотным и разрывным моментом, полностью изменившим понимание и восприятие мужчины стала эпоха глэм-рока 1970- х, которая кардинально переосмыслила понятие мужественности и мужской сексуальности, ранее почти исключенное из массовой культуры.
Глэм- рок занимал ключевое место в музыке 1970-х годов, особенно в Великобритании. Его представители: Дэвид Боуи, Марк Болан, группы: Slade, The Sweet, Roxy Music, New York Dolls и многие другие, прославились не только музыкой, но и вызывающим внешним видом. Глэм- культура стала одной из первых массовых форм поп-культуры, которая визуально поставила мужское тело в центр внимания. Это происходило в эпоху, когда традиционная маскулинность переживала кризис, а гендерные роли начали активно пересматриваться.
Период 1970-1979-х предложил новую визуальную модель мужской сексуальности, ранее невозможной в публичной культуре. Этот процесс эротизации мужского тела в глэм-образе происходил через сознательное разрушение бинарных гендерных кодов. Разрушив образ «настоящего мужчины» представители культуры создали новый андрогинный образ. За счет использования атрибутов феминности, таких как: макияж, силуэты в одежде, сценические костюмы, ткани и провокационные позы, и телесную привлекательность, превратили мужчину в желаемый и эстетический объект обожания, что повлияло не только на восприятие мужчин в целом, но и трансформировало восприятие пола, размыв разделение между «мужским» и «женским».
Эпоха глэм-рока стала ключевым моментов в формировании современного образа мужской сексуальности, приведя ее из табу и скрытности в пространство публичного зрелища и эстетизации. Через эротизированные и свободные визуальные образы глэм-культуры мужское тело приобрело статус желаемого, осмысленного объекта, что повлияло на дальнейшую культуру десятилетий.
Исследование выстраивается как последовательный анализ формирования глэм-стиля в публичном пространстве, начиная с первого сценического появления.
Основной блок сосредоточен на визуальном языке глэм-рок артистов, а именно их образ рассматривается не как совокупность декоративных элементов, а как целостная система знаков, через которую артисты переосмыслили и трансформировали представление о гендере, формируя новый способ репрезентации личности в массовой культуре и задавая вектор дальнейшего исследования.
Рубрикатор: 1. Начало эпохи 2. Анализ визуального образа 2.1 Зигги Стардаст 3. Размытые границы гендера 4. Вывод
Начало эпохи
Началом глэм рок культуры принято считать март 1971 года, когда Марк Болан, участник и лидер группы T. Rex, выступил на Top of the Pops с песней «Hot Love» в необычном виде, а именно он появился в блестящем атласном костюме, брюках розового цвета и блестками под глазами, сочетая мужскую и женскую эстетику в своем облике. Этот резонирующий образ мужчины украшающего себя подобно женщине вызвал отклик у миллиона зрителей.
Этот момент ознаменовал сдвиг в восприятии мужского образа как такового. Начался процесс размытия традиционного представления о мужественности, в котором мужчина перестал быть «неприкосновенным» в визуальном смысле, а наоборот теперь его лицо, тело и одежда стали открыты для украшения и желания.


Марк Болан, фото: Терри Онеил, 1975
Анализ визуального образа
Макияж играл одну из ключевых ролей в переосмыслении мужского образа. Эталонно женская прерогатива перешла в мужской образ, добавляя в него феминности, позволив размыть понятие о гендере. Практически все глэм- рокеры использовали макияж в своих сценических образах: блестки, тени для век, подводка для глаз, губная помад. Мужчины с накрашенными глазами появлялись и раньше, к примеру Мик Джаггер, но в эпоху глэм-культуры макияж на мужчине стал нормой, позволяя создать андрогинный образ и сгладить все грубые черты лица, это добавляло двусмысленную привлекательность образу.
Бриан Эно, 1972, фото: Бриан Куки


Дэвид Боуи, 1971/ Дэвид Боуи и Мик Ронсон на первой фотосессии для обложки альбома «The Rise and Fall», 1972, фото: Бриан Вард
При этом важно отметить, что глэм- музыканты не пытались выглядеть полностью как женщины, они балансировали и часть сочетали макияж с брутальной мимикой, что в результате создало новый вид привлекательности, в котором мужское лицо с косметикой стало знаком смелости, транслируя эротическое послание, что вызывало у фанатов восхищение и легкое смущение, но желание соприкоснуться перевешивала всю неловкость. Блеск и глянец, которые раньше были частью женского арсенала красоты, стали инструментами создания звездного мужского имиджа.
ЗИГГИ СТАРДАСТ
Зигги Стардаст — это бисексуальный андрогинный «человек марсианин», который пытается подарить человечеству послание надежды в течение тех пяти лет, которые он провёл на Земле.


Дэвид Боуи, 1972, фото: Масаоши Суката / Зигги Стардаст (Дэвид Боуи), 1973
Болдер, Боуи, Вудманси и Ронсон выступают на фестивале TOTP, 1972
Зигги Стардаст стал (а) воплощением идей Дэвида Боуи о разрушении гендерных норм. Человек с марса, который сочетал в себе мужское и женское начала, бросил вызов образу «настоящего мужчины». Взяв Агрессивный мужской стиль и смягчив его «самыми нелепыми тканями», он превратился в ироничный объект гламура, сопоставив мужское тело наравне с женским.


Зигги Стардаст (Дэвид Боуи), 1973
Следует отметить вклад японского модельера Кансая Ямамото в формирование стиля Боуи в период Зигги Стардаст.
Кансай был свободен от ограничений гендера в моде и сознательно проектировал одежду ни для кого конкретно. Их творческая коллаборация придала глэм- эстетике еще больший размер.
Дэвид Боуи и Кансай Ямамото, 1972, фото: Масаоши Суката


Эскизы Кансай Ямамото
Эта коллаборация внесла вклад в дальнейшую эротизацию мужского образа на сцене. Костюмы становились все экстравагантнее, вызывающее и по прежнему оставались женскими, открывали тело и подчеркивали фигуру.


Дэвид Боуи, 1973, фото: Масаоши Суката
Дэвид Боуи в сценическом костюме «WOODLAND CREATURES in White Cloak», 1973, фото: Масаоши Суката
Дэвид Боуи продолжал открыто играть с исконно «женскими» элементами, показывая, что мужчина может оставаться притягательным в любом образе. Откровенность костюмов делали мужчину главным выразительным средством и источником скандальной эроки, увлекая аудиторию все больше и расширяя границы мужских возможностей.
Дальнейшие сценические костюмы были нарочито откровенными. В костюмах смешивалось множество влияний и использование различных материалов: кожа, латекс, перья, стразы, блестящие ткани, которые еще больше подчеркивали свободное отношение и сексуальность артистов. Мужчины начали носить то, что раньше являлось строго женским, а именно облегающие комбинезоны, рубашки с рюшами, топы, акцентные аксессуары.
Намеренный акцент на изящность тела сексуализировал фигуру исполнителя. Тело становилось объектом не только силы, но и объектом украшения.


The New York Dolls в тропическом отеле, 1973, фото: Боб Груэн


Род Стюарт, 1972
Демонстрация тела впервые целенаправленно начала оголяться и показывать тело как красивый объект, придав этому акту эстетический и сексуальный смысл. Под эти влияние мужская сексуальность подвергалась изменением, эталоном мужской красоты стало худощавое тело, в свою очередь мужская сексуальность постепенно становилось андрогина.
Дэвид Боуи, 1973, фото: Роджер Бамбер / Род Стюарт, 1972, фото: Стив Морли


Зигги Стардарс (Дэвид Боуи), 1973, фото: Билл Орчард / Фредди Меркьюри, 1979
Сексуальность сценических образов стала частью массового обожания. Мужчины на сцене начали играть и говорить телом. Использование феминных поз, подчеркивающие изгибы и красоту тела, все больше продолжали размывать границу между мужским и женским, добавляя андрогинность полу.
Под этим влиянием вышла рекламная кампания Yves Saint Laurent Pour Homme 1971 года, в которой сам Ив Сен- Лоран позировал полностью обнаженным, заявляя, что мужчина может быть объектом взгляда, аналогично женщине.
реклама «YSL pour Homme», 1971, фото: Жанлу Сьефф
Концерты стали превращаться в мини- спектакли, на которых каждый новый выход был не просто исполнением песен, а манифестом, часто сопровождаясь действиями с эротическим или провокационным подтекстом. Каждый костюм имел значение, высказывание и смысл, это только придавало еще большего интереса к исполнителям и интереса к их эстетики у публики.
Каждый концерт Дэвида Боуи был перформансом и наполнен полной энергетической отдачей: его чувственные жесты с микрофоном, плавные кошачьи движения, моменты взаимодействия с другими музыкантами с оттенком флирта, все это делало концерт насыщенным с эротическим напряжением.
Мик Ронсон и Дэвид Боуи, 1973 /Элтон Джон, 1973


Мик Ронсон и Дэвид Боуи, 1973, фото: Мик Рок
Все эти визуальные коды в совокупности сформировали новую сексуальность в рок- музыке, вызвав вызов гегемонной маскулинности предыдущих десятилетий. Визуальная экспрессия, возникшая на фоне доминирования гетеросексуальности и маскулинности, которая была направлена на разрушение между мужским и женским, успешно создала новый андрогинный образ и раскрыла мужчину с новой эротической стороны.
Борьба с маскулинностью использовались и более прямые методы. Параллельно с феминными сценическими образами использовали и более радикальными метода, когда полностью переносили женский образ на мужское тело, не в ключе пародии или насмешки а как прямой способ эротизации.
Размытые границы гендера
Глэм- артист становился не просто женоподобным, а буквально как женщина, что придавало трансгрессивность такому жесту. Мужское тело, принявшее визуальные признаки женственности, начинало восприниматься как объект желания и ощущалось смело и дерзко при этом не утрачивало своего статуса субъекта.
Маскулинность больше не являлась обязательной оболочкой власти, а женственный код не был знаком подчинения. Границы полностью размыты.


Дэвид Боуи на обложке альбома «The Man Who Sold The World», 1971


Фредди Меркьюри, 1971
Американская группа шокировала публику своей обложкой 1973 года. На знаменитой обложке альбома «New York Dolls» (1973) все участники позировали в женских нарядах и на фоне дивана, что вызвало запланированный шок-эффект публики.
Они довели кросс- дрессинг до крайней точки. Мужская группа тоже могла выглядеть как «куклы» и при этом играть жесткую музыку. Мужское тело сексуализировалось через атрибутику, ранее ассоциировался только с женщинами.
New York Dolls, обложка альбома, 1973
В завершение этой визуальной революции мужского образа можно отметить, что платье превратилось в визуальное оружие глэм-рокера. Все чаще исполнители использовали их в своих образах, показывая что одежда не имеет гендера, полностью разрушая бинарный порядок. Это был не просто костюм женского персонажа, а утверждение права мужчины на феминность как на инструмент соблазнения.
Новый элемент мужского гардероба позволял артистам оставаться в центре внимания, создавая двойное восприятие, которое активировало эротическое напряжение у публики. Платье позволяло владеть вниманием, перехватывая женскую визуальную власть и трансформируя ее в поле мужской эротики.
Вывод
Глэм- рок 1970-х эротизировал мужской образ не просто через оголение тела, а через совокупность частичной обнаженности, женственного переосмысления и трансформацию «женского» и «мужского». В итоге эпоха показала, что привлекательность может заключаться в смелости быть другим, в демонстрации уязвимости и мягкости.
Феномен глэм- рока стал ярким случаем, когда визуальная молодежная субкультура глубоко повлияла на гендерные дискурсы, поспособствовав дальнейшему самовыражению для мужчин. В своем роде произошла культурная революция, давшая мужчинам право на яркость, чувственность и разность.
42137082.pdf
The Rise And Fall Of Ziggy Stardust And The Spiders from Mars — David Bowie Is
David Bowie by Mick Rock: night_spell — ЖЖ
Glam Rock: Challenging Hegemonic Masculinity and the Gender Binary. — RTF Gender and Media Culture
Глэм-рок: гендерная революция в образах музыкантов
David Bowie Dressed by Kansai Yamamoto / Pen ペン
Kansai Yamamoto on Dressing David Bowie as Ziggy Stardust
For David Bowie, Japanese style was more than just fashion — The Japan Times
Mick Rock: The Man Who Shot the 70s — Cutler and Gross
How Glam Rock Changed The World | uDiscover Music
Glam Rock: The rise and fall
An Ode to the Man Who Dressed Ziggy Stardust
oksd_edmondson_HT_2019.pdf
Ссылки на изображения
Jackellyreed 🎸 в X: «MARC BOLAN ~ T.Rex 1971 Dec. 20th „Hot Love“ & „Get It On“ were taped for TOTP (aired 25th & 27th). Elton miming on piano for fun. Rehearsal shots & bottom R has photos from „Hot Love“ performance. #marcbolan 🎥"Get It On» TOTP 🎸https://t.co/SQ8vM7IN38 🎶 https://t.co/LUjCay1hme» / X 1 фото, дата обращения: 15.11.2025
https://vk.com/album-37967419_239175254 2-3 фото, дата обращения: 23.11.2025 год
3.https://pitchfork.com/thepitch/when-brian-eno-was-a-rock-star-live-highlights-from-his-early-days/?utm_social-type=owned&utm_brand=p4k&mbid=social_twitter&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 4 фото, дата обращения: 20.11.2025 год
https://tr.pinterest.com/pin/333547916142739607/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 5 фото, дата обращения: 20.11.2025 год
5.https://www.beatles.ru/postman/forum_messages.asp?msg_id=4800&cfrom=2&showtype=0&cpage=162&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 6 фото, дата обращения: 20.11.2025 год
https://ru.pinterest.com/pin/209769295122914053/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 7 фото, дата обращения: 20.11.2025 год
Пин на доске David Bowie 8 фото, дата обращения: 19.11.2025 год
https://the-reconstructor.blogspot.com/2019/11/david-bowie-rise-and-fall-of-ziggy.html?showComment=1572635675416&m=1&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 9 фото, дата обращения: 13.11.2025
Пин на доске glam rock и https://ru.pinterest.com/pin/2533343538441541/ 11- 12 фото, дата обращения: 13.11.2025
David Bowie Dressed by Kansai Yamamoto / Pen ペン 13-14-15-18 фото, дата обращения: 13.11.2025
Пин на доске Wearble Art и Starman | photoshoot 16 -17 фото, дата обращения: 13.11.2025
12.https://www.anothermag.com/another-man/8545/scandal-sleaze-and-punk-rock-inside-the-tropicana-motel 19-20 фото, дата обращения: 13.11.2025
20 Amazing Photographs of Rod Stewart on Stage in the 1970s ~ Vintage Everyday
20-21 фото, дата обращения: 16.11.2025 год
GLAM ROCK — made in UK! — 15 и https://www.gettyimages.no/photos/rod-stewart-1970s?page=3 22- 23 фото, дата обращения: 16.11.2025 год
https://www.journaldesfemmes.fr/people/magazine/1453901-david-bowie-mort-photos/1454076-extravagant и 24-25 фото, дата образения 14.11.2025 ДОБАВИТЬ
vintage ad YSL pour Homme 1971 — ÇaFleureBon Perfume Blog 26 фото, дата обращения: 19.11.2025 год
https://br.pinterest.com/pin/324540716895914321/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera, https://in.pinterest.com/pin/rubaab-on-instagram-david-bowie-and-mick-ronson-photographed-by-mick-rock-at-the-empire-theatre-liverpool-1973--462604192976888039/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera, https://www.thegrizzled.com/unforgettable-celebrity-fashion-statements/12/?utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera 27-28-29 фото, дата обращения: 14.11.2025
David Bowie and Mick Ronson, Guitar Fellatio, 1972 | San Francisco Art Exchange и david bowie performing with mick ronson, 1972 | I’m a goner 33-34 фото дата обращения: 17.11.2025
19.https://retro-vintage-photography.blogspot.com/2013/10/david-bowie-man-who-sold-world-1971.html?m=1&utm_medium=organic&utm_source=yandexsmartcamera и David Bowie and The Man Who Sold The World — Every record tells a story 35-36 фото, дата обращения: 17.11. 2025
https://www.pinterest.com/pin/784400460140595190/ и https://www.pinterest.com/pin/784400460140595185/ 37-38 фото, дата обращения: 19.11.2025
Covers — 302 фотографии 39 фото, дата обращения: 19.11.2025