
Рубрикатор
1. Концепция 2. Доисторическое искусство 3. Древний Египет 4. Древняя Греция 5. Древний Рим 6. Средневековье 7. Проторенессанс и переход к Возрождению 8. Высокое Возрождение 9. Позднее Возрождение 10. Барокко 11. Выводы
Концепция исследования
Образ женщины-один из центральных мотивов в мировом художественном искусстве. Он отражает отношение общества к роли женщины, ее телесности, духовности и социальному статусу. Именно через образ можно понять, как менялись эстетические нормы, мировоззрение и культурные ценности разных эпох. Необходимо проанализировать, каким образом менялась визуальная репрезентация женщины в искусстве.
В античности дама была воплощением божественного начала. Мраморные статуи Афродиты или Венеры символизировали не только идеальную красоту, но и гармонию любови и плодородия. Образ Девы Марии символизировал чистоту и непорочную заступницу, а образ Евы — искусительницы и виновницы первородного греха. В этих образах не было места земной, человеческой природе.
Переломный момент наступил в эпоху Ренессанса. Художники вновь открыли красоту реального мира, и девушки на их полотнах обрела плоть и кровь. «Рождение Венеры» Боттичелли — это уже не идеальная богиня, а юная и трепетная земная красавица. Позже Тициан и Рембрандт добавили в образ женщины чувственность, восхищаясь мягкостью и теплотой женского тела, делая его не символом, а объектом эстетического и чувственного наслаждения.
Эпоха Возрождения вновь обращает внимание на человеческую природу в целом. Художники, такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, создавали образы женщин не только как богинь или святых, но и как чувственных и интеллектуально многогранных личностей. Дамы в это время предстает как объект любви и одновременно носительница внутреннего мира и характеров, что дает возможность для развития портретного жанра.
К XVII веку, в эпоху барокко, женский образ в искусстве становится динамичным, эмоциональным и драматичным. Женщины изображаются как выразительные героини произведений, часто в сложных позах и насыщенной символике, подчёркивающей их значение в религиозных и мифологических сюжетах, а также в бытовых сценах. Художники, такие как Рембрандт, Рубенс и Веласкес стремились передать психологическую глубину и живую индивидуальность.
Первобытное искусство
Венера из Холе-Фельс, 38-33 тыс. до н. э.
В доисторическом искусстве основными чертами женщины являлись небольшие фигуры, округлые, с преувеличенными грудью, животом и бёдрами. Палеолитические Венеры — это обобщающее понятие для множества доисторических статуэток изображающих женщин. Фигурки охватывают весь спектр женственности с изображениями, начиная от девочек до полового созревания, заканчивая женщинами на разных стадиях беременности и гораздо более старыми женщинами. Распространены Венеры были на всей территории Евразии, и в зависимости от мест их расположения меняются и их изобразительные черты. Образ женщины является символом плодородия и продолжения рода.


Венера из Дольни-Вестонице 29-25 тыс. до н. э.; Венера Гальгенбергская 30 тыс. до н. э.


Венера Мораванская 23-22 тыс. до н. э.; Венера Виллендорфская 28-25 тыс. до н. э.
Древний Египет
Сидящая женщина с двумя служанками, 15-14в. до н. э.
Женщина в Древнем Египте изображалась с стройным, удлиненным телом, идеализированным лицом и правильным профилем. Ее прическа и одежда были элементами статуса. Женщины всегда изображались в профиль и на изображениях светлее мужчин. Женщина не была индивидуальна, лишь символична встроена в систему.
Рельеф из нового царства, 16в. до н. э.
Статуя царицы Нефертити, 14в. до н. э.
Древняя Греция
Образ женщины становится эстетическим идеалом, воплощением гармонии духовного и телесного. Тело строится по математическим идеалам и впервые появляется крупный, идеализированный и обнаженный образ.
Капитолинская Венера, 4-2в. до н. э.
Абгус (гипсовый отлив) Афродиты Книдский, 4в. до н. э.


Торс Венеры, 2в. до н. э.
Древний Рим
Образы женщин становятся более реалистичными, внимание переносится на индивидуальность, статус и прическу. Женщина получает личность в публичном пространстве. Становится носительницей семейной политической идентичности.


Мраморный портретный бюст женщины, 1-2в.


Мраморный портретный бюст женщины, 2-3в.


Портрет Фаустины Младшей, 161-180 г. н. э.
Средневековье
Тело женщины изображалось закрытым одеждой, фигуры изображались плоскими, а пропорции были неестественными. Образ Богородицы был одним из основных в средневековье. Она являлась главным женским персонажем эпохи. Была символом идеала чистоты, материнства и смирения. Женщина часто изображалась с младенцем на троне, в сиянии золотого фона.
Мадонна с младенцем на изогнутом троне, 13в.
Икона Богородицы с Младенцем, 12-14в.
Проторенессанс и переход к Возрождению
Основные изменения в женских образах понесли их фигуры. В телах появляется анатомия, а у одежды складки и объем. На лицах появляются живые эмоции, например усталость или грусть.
«Сцена с Марией Магдаленой», фреска Джотто ди Бондоне, часть росписи Капеллы Дель Арена в Падуе, 1303-1305
«Огниссанти Мадонна», Джотто ди Бондоне, 1306-1310
«Маэста», Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311
«Маэста»; фрагмент
«Встреча у Золотых ворот», 1303-1305
Высокое Возрождение
Образ женщин становится идеальным и реалистичным. Венера у Боттичелли и Тициана являлась воплощением идеальной красоты. В эпоху Возрождения женщина становится носительницей внутреннего мира.
«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, 1485
«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1503-1506
«Форнарина» Рафаэль, 1518-1519
Позднее Возрождение
Тело женщины становится инструментом художественной изысканности, реализм теряется в пользу стиля. В образе женщины появляются «театральные» позы и искаженные пропорции тела. Лицо женщин становится загадочным.
«Мадонна с Младенцем и святыми», Пармиджанино, 1520 года
Барокко
У женщин появляются сильные эмоции, реалистичные тела и контрастное освещение на полотнах. Образ становится эмоциональным, героическим и телесным. В эту эпоху женщина раскрывалась через энергию и драму.
«Три грации» Питер Пауль Рубенс, 1630 года
«Суд Париса» Питер Пауль Рубенс, 1636
Заключение
Сегодня образ женщины в искусстве так же многогранен, как и в реальности. Он больше не умещается в рамки «музы» или «мадонны». Сейчас он продолжает эволюционировать, отражая сложную и непрерывную роль и суть женщины в мире. Этот путь от безмолвного идеала до говорящего субъекта — ярчайшее свидетельство того, что искусство не просто украшает жизнь, но и активно участвует в ее преобразовании.
Важевич М. Женские образы в мировом искусстве: альбом / авт.-сост. М. Важевич. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2006. — 350 с.
Вашон М. Женщина в искусстве. Художница. Меценат. Модель. — М.: ОЛМА, 2017. — 360 с.
Hemingway C. Women in Classical Greece // Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. — 2004. URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/wmna/hd_wmna.htm (дата обращения: 20.11.2025)
Bayer A. Art and Love in the Italian Renaissance // Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. — 2008. URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/arlo/hd_arlo.htm (дата обращения: 20.11.2025)
Tinagli P. Women in Italian Renaissance Art: Gender, Representation, Identity. — Manchester: Manchester University Press, 1997. URL: https://www.newberry.org/uploads/files/Gender%20-%20first%20reading%20assignment.pdf (дата обращения: 20.11.2025)
Volpe D. Monsters of Sex: Women as Abject Bodies in Renaissance and Baroque Art // Footnotes. — 2023. — Vol. 16. URL: https://journal.lib.uoguelph.ca/index.php/footnotes/article/download/7343/6878/36721 (дата обращения: 20.11.2025)
https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)
https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)
https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)
https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)
https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/548521 (дата обращения: 22.11.2025)
https://africame.factsanddetails.com/article/entry-1164.html (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.nelson-atkins.org/queen-nefertari-eternal-egypt-celebrates-artistic-achievements-3000-years-ago/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://abgussmuseum.de/de/infoblaetter/die-aphrodite-von-knidos (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.artic.edu/artworks/61600/statue-of-the-aphrodite-of-knidos (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/856959 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/856959 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/250701 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/250701 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/253055 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.metmuseum.org/art/collection/search/253055 (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.artic.edu/artworks/159136/portrait-bust-of-a-woman (дата обращения: 22.11.2025)
https://sdcason.com/madonna-and-child-on-a-curved-throne-1260-1280/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://sdcason.com/madonna-and-child-on-a-curved-throne-1260-1280/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://presse.louvre.fr/the-origins-of-the-sacred-image/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://smarthistory.org/giotto-arena-scrovegni-chapel-part-1-of-4/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://smarthistory.org/giotto-the-ognissanti-madonna/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://fiveable.me/renaissance-art/unit-2/proto-renaissance-artists-giotto-duccio/study-guide/Q3F50rTrTFmYXLyE (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.britannica.com/topic/Birth-of-Venus (дата обращения: 22.11.2025)
https://smarthistory.org/leonardo-mona-lisa/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://stevala.pressbooks.sunycreate.cloud/chapter/raphael-introduced/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.arsmundi.de/service/our-art-report/the-sistine-madonna-by-raphael-and-its-extraordinary-history/ (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.uffizi.it/en/artworks/parmigianino-madonna-zachariah (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.uffizi.it/en/artworks/parmigianino-madonna-long-neck (дата обращения: 22.11.2025)
https://www.museodelprado.es (дата обращения: 22.11.2025)