Original size 473x621

Образ женщины в искусстве

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Рубрикатор

1. Концепция 2. Доисторическое искусство 3. Древний Египет 4. Древняя Греция 5. Древний Рим 6. Средневековье 7. Проторенессанс и переход к Возрождению 8. Высокое Возрождение 9. Позднее Возрождение 10. Барокко 11. Выводы

Концепция исследования

Образ женщины-один из центральных мотивов в мировом художественном искусстве. Он отражает отношение общества к роли женщины, ее телесности, духовности и социальному статусу. Именно через образ можно понять, как менялись эстетические нормы, мировоззрение и культурные ценности разных эпох. Необходимо проанализировать, каким образом менялась визуальная репрезентация женщины в искусстве.

В античности дама была воплощением божественного начала. Мраморные статуи Афродиты или Венеры символизировали не только идеальную красоту, но и гармонию любови и плодородия. Образ Девы Марии символизировал чистоту и непорочную заступницу, а образ Евы — искусительницы и виновницы первородного греха. В этих образах не было места земной, человеческой природе.

Переломный момент наступил в эпоху Ренессанса. Художники вновь открыли красоту реального мира, и девушки на их полотнах обрела плоть и кровь. «Рождение Венеры» Боттичелли — это уже не идеальная богиня, а юная и трепетная земная красавица. Позже Тициан и Рембрандт добавили в образ женщины чувственность, восхищаясь мягкостью и теплотой женского тела, делая его не символом, а объектом эстетического и чувственного наслаждения.

Эпоха Возрождения вновь обращает внимание на человеческую природу в целом. Художники, такие как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Тициан, создавали образы женщин не только как богинь или святых, но и как чувственных и интеллектуально многогранных личностей. Дамы в это время предстает как объект любви и одновременно носительница внутреннего мира и характеров, что дает возможность для развития портретного жанра.

К XVII веку, в эпоху барокко, женский образ в искусстве становится динамичным, эмоциональным и драматичным. Женщины изображаются как выразительные героини произведений, часто в сложных позах и насыщенной символике, подчёркивающей их значение в религиозных и мифологических сюжетах, а также в бытовых сценах. Художники, такие как Рембрандт, Рубенс и Веласкес стремились передать психологическую глубину и живую индивидуальность.

Первобытное искусство

Original size 518x662

Венера из Холе-Фельс, 38-33 тыс. до н. э.

В доисторическом искусстве основными чертами женщины являлись небольшие фигуры, округлые, с преувеличенными грудью, животом и бёдрами. Палеолитические Венеры — это обобщающее понятие для множества доисторических статуэток изображающих женщин. Фигурки охватывают весь спектр женственности с изображениями, начиная от девочек до полового созревания, заканчивая женщинами на разных стадиях беременности и гораздо более старыми женщинами. Распространены Венеры были на всей территории Евразии, и в зависимости от мест их расположения меняются и их изобразительные черты. Образ женщины является символом плодородия и продолжения рода.

Венера из Дольни-Вестонице 29-25 тыс. до н. э.; Венера Гальгенбергская 30 тыс. до н. э.

Венера Мораванская 23-22 тыс. до н. э.; Венера Виллендорфская 28-25 тыс. до н. э.

Древний Египет

Original size 1121x1200

Сидящая женщина с двумя служанками, 15-14в. до н. э.

Женщина в Древнем Египте изображалась с стройным, удлиненным телом, идеализированным лицом и правильным профилем. Ее прическа и одежда были элементами статуса. Женщины всегда изображались в профиль и на изображениях светлее мужчин. Женщина не была индивидуальна, лишь символична встроена в систему.

Original size 340x407

Рельеф из нового царства, 16в. до н. э.

Original size 530x799

Статуя царицы Нефертити, 14в. до н. э.

Древняя Греция

Образ женщины становится эстетическим идеалом, воплощением гармонии духовного и телесного. Тело строится по математическим идеалам и впервые появляется крупный, идеализированный и обнаженный образ.

Original size 2830x3809

Капитолинская Венера, 4-2в. до н. э.

Original size 1686x2248

Абгус (гипсовый отлив) Афродиты Книдский, 4в. до н. э.

Торс Венеры, 2в. до н. э.

Древний Рим

Образы женщин становятся более реалистичными, внимание переносится на индивидуальность, статус и прическу. Женщина получает личность в публичном пространстве. Становится носительницей семейной политической идентичности.

Мраморный портретный бюст женщины, 1-2в.

Мраморный портретный бюст женщины, 2-3в.

Портрет Фаустины Младшей, 161-180 г. н. э.

Средневековье

Тело женщины изображалось закрытым одеждой, фигуры изображались плоскими, а пропорции были неестественными. Образ Богородицы был одним из основных в средневековье. Она являлась главным женским персонажем эпохи. Была символом идеала чистоты, материнства и смирения. Женщина часто изображалась с младенцем на троне, в сиянии золотого фона.

Original size 1200x1958

Мадонна с младенцем на изогнутом троне, 13в.

Original size 893x1200

Икона Богородицы с Младенцем, 12-14в.

Проторенессанс и переход к Возрождению

Основные изменения в женских образах понесли их фигуры. В телах появляется анатомия, а у одежды складки и объем. На лицах появляются живые эмоции, например усталость или грусть.

Original size 870x979

«Сцена с Марией Магдаленой», фреска Джотто ди Бондоне, часть росписи Капеллы Дель Арена в Падуе, 1303-1305

Original size 1290x753

«Огниссанти Мадонна», Джотто ди Бондоне, 1306-1310

Original size 912x856

«Маэста», Дуччо ди Буонинсенья, 1308-1311

Original size 972x446

«Маэста»; фрагмент

Original size 1208x1116

«Встреча у Золотых ворот», 1303-1305

Высокое Возрождение

Образ женщин становится идеальным и реалистичным. Венера у Боттичелли и Тициана являлась воплощением идеальной красоты. В эпоху Возрождения женщина становится носительницей внутреннего мира.

Original size 2712x1700

«Рождение Венеры» Сандро Боттичелли, 1485

Original size 870x1297

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи, 1503-1506

Original size 1290x1755

«Форнарина» Рафаэль, 1518-1519

Позднее Возрождение

Тело женщины становится инструментом художественной изысканности, реализм теряется в пользу стиля. В образе женщины появляются «театральные» позы и искаженные пропорции тела. Лицо женщин становится загадочным.

Original size 1208x1432

«Мадонна с Младенцем и святыми», Пармиджанино, 1520 года

Барокко

У женщин появляются сильные эмоции, реалистичные тела и контрастное освещение на полотнах. Образ становится эмоциональным, героическим и телесным. В эту эпоху женщина раскрывалась через энергию и драму.

Original size 800x976

«Три грации» Питер Пауль Рубенс, 1630 года

Original size 700x365

«Суд Париса» Питер Пауль Рубенс, 1636

Заключение

Сегодня образ женщины в искусстве так же многогранен, как и в реальности. Он больше не умещается в рамки «музы» или «мадонны». Сейчас он продолжает эволюционировать, отражая сложную и непрерывную роль и суть женщины в мире. Этот путь от безмолвного идеала до говорящего субъекта — ярчайшее свидетельство того, что искусство не просто украшает жизнь, но и активно участвует в ее преобразовании.

Bibliography
Show
1.

Важевич М. Женские образы в мировом искусстве: альбом / авт.-сост. М. Важевич. — М.: Директмедиа Паблишинг, 2006. — 350 с.

2.

Вашон М. Женщина в искусстве. Художница. Меценат. Модель. — М.: ОЛМА, 2017. — 360 с.

3.

Hemingway C. Women in Classical Greece // Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. — 2004. URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/wmna/hd_wmna.htm (дата обращения: 20.11.2025)

4.

Bayer A. Art and Love in the Italian Renaissance // Heilbrunn Timeline of Art History. The Metropolitan Museum of Art. — 2008. URL: http://www.metmuseum.org/toah/hd/arlo/hd_arlo.htm (дата обращения: 20.11.2025)

5.

Tinagli P. Women in Italian Renaissance Art: Gender, Representation, Identity. — Manchester: Manchester University Press, 1997. URL: https://www.newberry.org/uploads/files/Gender%20-%20first%20reading%20assignment.pdf (дата обращения: 20.11.2025)

6.

Volpe D. Monsters of Sex: Women as Abject Bodies in Renaissance and Baroque Art // Footnotes. — 2023. — Vol. 16. URL: https://journal.lib.uoguelph.ca/index.php/footnotes/article/download/7343/6878/36721 (дата обращения: 20.11.2025)

Image sources
Show
1.

https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)

2.

https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)

3.

https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)

4.

https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)

5.

https://samlib.ru/p/polozok/21.shtml (дата обращения: 22.11.2025)

6.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/548521 (дата обращения: 22.11.2025)

7.

https://africame.factsanddetails.com/article/entry-1164.html (дата обращения: 22.11.2025)

8.9.10.11.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/856959 (дата обращения: 22.11.2025)

12.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/856959 (дата обращения: 22.11.2025)

13.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/250701 (дата обращения: 22.11.2025)

14.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/250701 (дата обращения: 22.11.2025)

15.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/253055 (дата обращения: 22.11.2025)

16.

https://www.metmuseum.org/art/collection/search/253055 (дата обращения: 22.11.2025)

17.

https://www.artic.edu/artworks/159136/portrait-bust-of-a-woman (дата обращения: 22.11.2025)

18.19.20.

https://presse.louvre.fr/the-origins-of-the-sacred-image/ (дата обращения: 22.11.2025)

21.22.

https://smarthistory.org/giotto-the-ognissanti-madonna/ (дата обращения: 22.11.2025)

23.24.

https://www.britannica.com/topic/Birth-of-Venus (дата обращения: 22.11.2025)

25.

https://smarthistory.org/leonardo-mona-lisa/ (дата обращения: 22.11.2025)

26.27.28.29.30.

https://www.museodelprado.es (дата обращения: 22.11.2025)

Образ женщины в искусстве
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more