Original size 1140x1600

Куратор.Место в арт индустрии.

Куратор — интеллектуальный агент и профессиональный медиатор, который осуществляет отбор, концептуализацию и пространственную организацию художественных произведений в рамках выставочного или институционального проекта.

big
Original size 2086x1137
post

Роль куратора в структуре арт-рынка

1. Для художников и галерей:

- Легитимация и «знак качества» - Поиск и продвижение новых имен

2. Для институций (музеи, фонды, биеннале):

- Создание репутации и контента - Привлечение финансирования и внимания

3. Для коллекционеров и инвесторов:

- Экспертное ориентирование - Формирование трендов

ВЫВОД Куратор в структуре арт-рынка — это ключевой фильтр легитимации. Он не участвует в продажах напрямую, но формирует интеллектуальный и символический контекст, который повышает культурную и, как следствие, рыночную ценность произведений искусства.

ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ПРОФЕССИИ КУРАТОРА

big
Original size 1659x919
post

СТАНОВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИИ

Ключевые факторы:

Авангард — новое искусство требовало новых способов презентации.

Харольд Зееман — выставка «Когда отношения становятся формой» (1969): - работа с идеей, а не коллекцией; - статус независимого продюсера-автора.

Биеннале и глобальные проекты: - спрос на кураторов-менеджеров для масштабных тем (глобализация, идентичность).

ВЫВОД Современный куратор появился на стыке кризиса традиционного музея, подъема концептуального искусства и формирования глобального арт-мира. Он унаследовал от предшественников функции экспертизы и сохранения, но радикально трансформировал их, добавив авторство, концептуализацию, критическую рефлексию и продюсирование, став ключевой медиативной фигурой в системе современного искусства.

Международные примеры

Original size 1622x1018
Original size 1563x1025

ВЫВОД Кураторы Даниэль Бирнбаум, Франческо Бонами, Адриано Педроза, Каролин Христов-Бакарджиев и Адам Шимчик реализовали знаковые проекты, определившие тренды в современном искусстве. Их выставки фокусировались на инновациях, разнообразии и глобальных нарративах, привлекая международное внимание

Российские примеры

Original size 1749x1067

Виктор Мизиано (р. 1957, Москва) Хронология карьеры: 1980-е: Окончил МГУ (искусствоведение), работал в ГМИИ им. Пушкина и ЦСИ на Якиманке (куратор галереи «Студия 20»). 1993: «Художественный журнал», первое издание о проблемах современного искусства, возникшее в постсоветский период 1995–2003: Комиссар российского павильона на Венецианской биеннале (включая 2003 с Ильёй Кабаковым); первый директор Школы кураторов в Москве 2010-е: Лекции в ENSBA (Париж), SVA (Нью-Йорк); книги «Пять лекций о кураторстве» (2010) 2020-е: Независимый куратор, лектор

Ключевые проекты

Original size 1497x823

Mosca: la terza Roma («Москва — Третий Рим») в Sala 1, Рим. 1989. Первая выставка Виктора Мизиано, осуществленная им в качестве независимого куратора.

post

Вклад в развитие и институализацию российского искусства

Создание критической платформы и языка («Художественный журнал»)

Сформировал язык и концептуальные рамки для анализа искусства 1990-2000-х

Внедрил модель кураторства как длительного исследования, ориентированного на производство знания.

Спроектировал стратегию представления локального искусства на глобальной сцене

ХАНС-УЛЬРИХ ОБРИСТ (р. 1968 Цюрих)

1980-е: Начало карьеры

- Выставки в подвале (Цюрих, 1986); - Работа в Музее современного искусства в Париже (Musée d’Art Moderne de la Ville de Paris)

1990-е: Номадизм и Manifesta

- Проект «The Kitchen Show» (1991, Лондон) — номадическая выставка; - Проект «do it» (1996) — инструкции художников; - Со-куратор Manifesta 1 (1996)

2000-2010-е: Торетик и супер-куратор - Содиректор Serpentine Galleries (2006 -н.в., Лондон) - Тор рейтинга ArtReview Power 100 (2009) Выпуск книги «Краткая история кураторства» (2008) — архив интервью; - Тор рейтинга № 1 ArtReview Power 100 (2016)

2020-е: Проекты, связанные с экологической повесткой, развитием AI и видео-играми.

Проект «The Kitchen Show», 1991

post

Вклад в развитие современного искусства

Новый взгляд на определение роли куратора: от организатора к производителю

Появление новых институциональных и выставочных форматов

Интеллектуальное наследие

ВЫВОД

Куратор в арт-индустрии выступает медиатором между художником, публикой и контекстом, формируя культурный ландшафт и определяя тренды с помощью выставочных проектов.

От традиционного хранителя куратор эволюционировал в автора-производителя, как Обрист, или локального теоретика, как Мизиано, усиливая диалог и инновации.

Сегодня куратор — игрок рынка и культуры, влияющий на глобальную повестку от AI до постколониализма. В итоге, кураторство — это искусство связи, где личные сети и этика решают успех искусства.

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more