Original size 1140x1600

Квартира-галерея: современное российское искусство в жилых пространствах

This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes

«Всем советую! Если у кого-то есть квартира, пожалуйста, сделайте так. Будет очень весело и хорошо»

Марина Мараева, 2016 [1]

Рубрикатор:

1. Концепция 2. Квартира Симона Мраза (2011-2020) 3. Лаборадория «Интимное место» (2014-2021) 4. Галерея Егорка (2016-2021) 5. Nikolay Evdokimov gallery (2020-н.в.) 6. Home Gallery (2020-н.в.) 7. murmure.space (2023-н.в.) 8. Заключение

Концепция

В 2020 году музей современного искусства «Гараж» выпустил книгу «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000-2020». В ней были описаны и систематизированы некоммерческие инициативы в области искусства. Среди причин роста подобных проектов авторы выделяют сложную политическую обстановку, скудную финансовую господдержку и общественную тенденцию 2010-х годов на восприятие современного искусства «как чего-то маргинального» [2].

Одна из классификаций этих организаций включала деление их по местам существования: «частные пространства», «пограничные территории», «ничья земля», «чужие места». Первая категория в уточненном варианте легла в основу данного визуального исследования.

big
Original size 1100x798

Выставка Александра Образумова и Дженды Флюид «При попадании в глаза промыть водой» в галерее «Частная собственность», 2019 [1]

Материал для исследования отбирался по ряду следующих принципов. Фокус делался на квартирах, принадлежащих авторам инициатив (организаторы должны проживать в пространстве на постоянной основе). Время существования проекта должно располагаться в интервале с 2010 года по настоящее время. Несмотря на то, что изначально единственным географическим ограничением была территория России, в основную часть исследования попали только квартирные галереи из Москвы и Санкт-Петербурга.

Важную роль при отборе играла и частота проведения мероприятий — в период активной работы пространства она должна была быть не менее 1 раза в год. На основании этого правила не были включены в основное исследование квартирная индустриальная биеннале в Томске, квартирная триеннале в Самаре и Уральская квартирале.

4‑й Квартирная индустриальная биеннале, вид экспозиции, 2024 [2]

Не стоит думать, что выставки в квартирах — удел исключительно непризнанных или цензурированных (хотя, например, именно из-за цензурных ограничений возникла лаборадория «Интимное место»), часто инициаторами и участниками таких самоорганизаций являются успешные художники. Подобные проекты сокращают дистанцию между художником и зрителем, а также дают авторам возможность быстрее воплощать идеи и делиться ими.

Гипотеза: Квартира-галерея становится полноправной альтернативой признанным видам институций.

Исследование структурировано по хронологическому принципу — именно он позволяет наиболее точно отразить тенденции, характерные для квартирных галерей: к 2020-м они все больше становятся похожи на white cube, но сохраняют близость зрителя к художнику, человечность и возможность для эксперимента. Ряд перечисленных преимуществ дополняется улучшением их технической оснащенности и удешевлением каналов пиара (популяризацией телеграм-каналов, конструкторов сайтов).

Основными текстовыми материалами для исследования послужили книги и статьи на тему квартирных выставок и документация событий с сайтов галерей.

Квартира Симона Мраза (2011-2020)

Организатор: Симон Мраз. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Москва.

Симон Мраз — организатор художественных проектов, куратор, директор Австрийского культурного форума в Москве. Почти 10 лет его квартира в «Доме на набережной» была частым местом встреч художников, коллекционеров и зрителей.

Original size 1344x756

Пространство квартиры Симона Мраза, 2019 [5]

«Уже восемь лет я провожу квартирники — домашние выставки в квартире в Доме на набережной. Приглашаю художников, а они приводят с собой много интересных людей. Так я могу, не выходя из дома, познакомиться с яркими представителями российской культуры»

Симон Мраз, 2019 [3]

«Пусть средний класс думает, что нам ничего прекрасного не доступно» (2015)

Участница: Алиса Йоффе

Выставка прошла в год, когда Forbes назвал Алису Йоффе одной из самых перспективных художниц России. Её графичные работы заполнили всё пространство квартиры Симона Мраза.

Выставка Алисы Йоффе, 2015 [6]

0

Выставка Алисы Йоффе, 2015 [6]

Лаборадория «Интимное место» (2014-2021)

post

Организатор: Марина Мараева. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.

Лаборадория позиционировала себя как «пространство коллективного использования», готовое дать место для высказывания каждому «вне зависимости от их веса/длины/глубины, степени зрелости, наличия/отсутствия, шерсти/чешуи» [2].

На фото слева: Лабрадор Гвидон на выставке Ани Исидис «Нельзя, можно, можно, нельзя» в «Интимном месте», 2014 [3]

«Leib & Korper» (2018)

Художница: Алина Терешкина.

В ценящем хрупкость «Интимном месте» в 2018 году проходила выставка «Leib & Korper». Она являлась частью проекта художницы «Тело и зрение». Серия работ представляла собой совмещение взглядов художника, модели и зрителя.

0

Выставка «Leib & Korper», 2018 [4]

Галерея Егорка (2016-2021)

Организаторы: Анна Терешкина и Анастасия Макаренко. Выставочное пространство: две комнаты коммунальной квартиры. Город: Санкт-Петербург.

Художницы Анна Терешкина и Анастасия Макаренко создали «Егорку» в коммуналке на ул. Егорова в Санкт-Петербурге. Галерея возникла как эксперимент над форматом квартирного искусства: что оно из себя представляет и чем отличается от «большого» искусства?

Тотальная инсталляция «Записки из мертвого дома» (2017)

Автор: Анастасия Вепрева.

Название инсталляции — не просто отсылка к «достоевщине», характерной для многих исторических домов в центре Санкт-Петербурга, до сих пор являющихся коммуналками, подобно «Егорке». Роль конкретного пространства здесь ключевая — в комнате, где была создана инсталляция, друг за другом умерло несколько хозяев.

Шерстяные нити будто опускают потолок, превращая пространство в некий футляр или даже гроб. Живущая в помещении Анастасия Макарова становится единственным посетителем инсталляции и ежедневно документирует свои ощущения.

0

Анастасии Вепрева, тотальная инсталляция «Записки из мертвого дома», 2017 [7]

«Sailor studies» (2021)

Кураторская группа: Фёдор Хиросиге, Анна Терешкина, Анастасия Макаренко, Иван Гуторов.

Художники: Симон Варвар, Сянда Яптик, Надежда Валецкая, Limkis, Ростислав Амелин, Анна Андржиевская, Настя Макаренко, Фёдор Хиросиге и другие.

Сравнительный комфорт квартирной галереи подталкивает художников к разговору об общем для всех детском воспоминании — каждодневном просмотре SailorMoon. Выставка становится рассуждением о том, как приключения аниме-героини стали трансформирующей точкой для целого поколения.

«Sailor studies», вид экспозиции, 2021 [8]

0

«Sailor studies», вид экспозиции, 2021 [8]

Nikolay Evdokimov gallery (2020-н.в.)

post

Организатор: Николай Евдокимов. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.

Галерея расположена в квартире куратора Николая Евдокимова, где он проживает вместе с семьей. Специализируется на петербургских авторах: как на уже состоявшихся, так и на молодых.

На фото слева: Кухня Nikolay Evdokimov Gallery, 2023 [9]

Original size 1920x1080

Пространство квартиры Nikolay Evdokimov gallery во время выставок «Ложное солнце», 2022 и «Не беспокоить», 2022 [10]

«Дом — вне дома — дом» (2024)

Совместно с Home gallery (Санкт-Петербург)

Участники: Александр Позин, Алена Терешко, Андрей Рудьев, Вадим Михайлов, Дмитрий Сироткин, Наташа Юдина, Никита Панин, Эрик Железка и другие.

Выставка-рассуждение о границах дома от релокантов и тех, кто «остался». Работы проникают в пространство жилой квартиры, растворяются среди бытовых вещей. В 2024 все актуальнее становился вопрос: как определить понятие дома и как построить дом на новом месте?

«Дом — вне дома — дом», экспозиция на кухне, 2024 [11]

0

«Дом — вне дома — дом», вид экспозиции, 2024 [11]

Home Gallery (2020-н.в.)

post

Организаторы: Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева. Выставочное пространство: окна + жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.

Супруги-художники организовали галерею, когда в 2020 году переехали в новую квартиру. Три окна в ней выходят во внутренний двор, четвертая стена глухая. Образуемое этими окнами пространство и подтолкнуло художников к идее домашней галереи.

На фото слева: Вероника Рудьева-Рязанцева в пространстве Home Gallery [12]

«Мы сами художники и знаем, как важен импульс, его быстрая реализация… Именно такую возможность даёт наша галерея»

Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева, 2023 [4]

Инсталляция «Мешок любовных стрел» (2022)

Анна Дашевская, «Мешок любовных стрел», 2022 [13]

murmure.space (2023-н.в.)

Организатор: Екатерина Карцева. Выставочное пространство: комната + ванная. Город: Москва.

murmure.space — гибридное пространство жилой квартиры и галереи для показа камерных выставок женщин-художниц.

«Сначала я хотела сделать из этой комнаты кабинет, но в итоге оставила её пустой… это особое ощущение, когда уходят гости, а выставка остается: почти как ночь в музее»

Екатерина Карцева, 2024 [5]

Original size 0x0

Выставка «Лентикуляры Ольги Тобрелутс», фрагмент экспозиции, 2023 [14]

«Дом, в котором я живу» (2023)

Участницы: Мария Арендт, Ольга Божко, Наталья Конюкова, Екатерина Рожкова, Мария Инокентьева-Читаева.

Дебютная для галереи сайт-специфик выставка. Коллективный проект сформирован под влиянием атмосферы, исторического контекста и архитектурных особенностей здания 1930-х годов. Работы художниц интегрируются в пространство квартиры, вступая в диалог с элементами повседневного быта.

0

«Дом, в котором я живу», вид экспозиции, 2023 [15]

«Света Исаева в Murmure» (2023)

Совместно с Nikolay Evdokimov Gallery (Санкт-Петербург)

Участница: Света Исаева.

Персональная выставка художницы, чей стиль характеризуют как «треш-барокко». Живописные работы эффектны, графичны, телесны. Свой стиль художница переносит и на другие медиумы: монотипии и керамику. Эти работы были также представлены на выставке.

«Света Исаева в Murmure», вид экспозиции, 2023 [16]

Original size 1680x1260

«Света Исаева в Murmure», вид экспозиции, 2023 [16]

Заключение

Квартирные галереи 2010-х годов создавались как площадки без иерархии, дающие возможность для высказывания любому. Здесь царил принцип: любой художник может выставиться, любой зритель может прийти (яркий пример — лаборадория «Интимное место»).

Баланс публичности и приватности, возможный в 2010-х, сошел на нет к настоящему времени. Многие галереи, чья позиция шла в разрез политическим трендам, закрылись, их организаторы эмигрировали. На фоне этого выделяются две тенденции.

Одна, рассмотренная здесь, — квартирные галереи становятся полноправной альтернативой привычным видам институций (например, murmure.space и Nikolay Evdokimov gallery). Они имеют все лучшее оснащение, серьезнее подходят к планированию и пиару мероприятий. Их отличие от привычных галерей в большей камерности, человечности, отсутствии явной иерархии между зрителем и художником.

Original size 1600x1067

Работы Светы Исаевой в Nikolay Evdokimov Gallery [17]

Вторая тенденция — полная противоположность. Artist-run spaces и выставки становятся все более закрытыми. В публичном поле не выходят промо-материалы, не появляются приглашения, не выкладываются фото с открытий. Приватность становится программной чертой. Круг выставляющихся — друзья и знакомые, публика — профессиональные зрители, которым можно доверять.

Характерный пример — проект OnlyFriends, реализуемый казанским художником Артуром Голяковым. Первое событие — выставка Best Whishes (2025), прошедшая в квартире организатора, включала работы более 50 художников со всего мира.

«OnlyFriends скорее похож на кухню или, как я сказал выше, игру в шахматы. Почему бы не позволить себе иметь дело только с профессиональным зрителем?»

Артур Голяков, 2025 [6]

Original size 1100x798

Групповая выставка «Best Wishes» в OnlyFriends, 2025 [18]

Bibliography
Show
1.

Открытые системы: пространство коллективного использования «Интимное место», Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/v/HJ34FW_QOJo (20.05.2025).

2.

Трубицына, А. Ю. Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. — 256 с.

3.

«В России искусство не имеет кодексов»: Симон Мраз — о художниках и квартирниках [Электронный ресурс]. URL: https://thecity.m24.ru/articles/1267 (дата обращения: 18.05.2025).

4.

Квартирные галереи Москвы и Санкт-Петербурга: кто и для чего их открывает? [Электронный ресурс]. URL: https://artandyou.ru/articles/kvartirnye-galerei-moskvy-i-sankt-peterburga-kto-i-dlya-chego-ih-otkryvaet/ (дата обращения: 19.05.2025).

5.

Сильные стороны: выставка женщин-художниц в квартирной галерее Murmure [Электронный ресурс]. URL: https://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/359428-silnye-storony-vystavka-zhenshchin-khudozhnits-v-kvartirnoy-galeree-murmure/ (дата обращения: 19.05.2025).

6.

Входа нет! [Электронный ресурс]. URL: https://saint-art.net/vhoda-net/#close (дата обращения: 19.05.2025).

Image sources
Show
1.

https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F3390 (дата обращения 15.05.2025)

2.

https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F12617 (дата обращения 16.05.2025)

3.

https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F3819 (дата обращения 16.05.2025)

4.

https://alenatereshko.com/exhibition_rus_leib_amp_korper (дата обращения 16.05.2025)

5.

https://thecity.m24.ru/articles/1267 (дата обращения 18.05.2025)

6.

https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F8136 (дата обращения 18.05.2025)

7.

https://egorkagallery.tilda.ws/page18820315.html (дата обращения 18.05.2025)

8.

https://egorkagallery.tilda.ws/page20367795.html (дата обращения 18.05.2025)

9.10.

https://evdokimovgallery.com/projects (дата обращения 20.05.2025)

11.

https://evdokimovgallery.com/homegalleryfair (дата обращения 20.05.2025)

12.13.14.

https://murmure.space/shows/tobreluts-2024 (дата обращения 20.05.2025)

15.

https://murmure.space/shows/dom (дата обращения 22.05.2025)

16.

https://murmure.space/shows/isaeva (дата обращения 22.05.2025)

17.

https://evdokimovgallery.com/about (дата обращения 22.05.2025)

18.

https://saint-art.net/vhoda-net/#close (дата обращения 22.05.2025)

We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more