
«Всем советую! Если у кого-то есть квартира, пожалуйста, сделайте так. Будет очень весело и хорошо»
Марина Мараева, 2016 [1]
Рубрикатор:
1. Концепция 2. Квартира Симона Мраза (2011-2020) 3. Лаборадория «Интимное место» (2014-2021) 4. Галерея Егорка (2016-2021) 5. Nikolay Evdokimov gallery (2020-н.в.) 6. Home Gallery (2020-н.в.) 7. murmure.space (2023-н.в.) 8. Заключение
Концепция
В 2020 году музей современного искусства «Гараж» выпустил книгу «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000-2020». В ней были описаны и систематизированы некоммерческие инициативы в области искусства. Среди причин роста подобных проектов авторы выделяют сложную политическую обстановку, скудную финансовую господдержку и общественную тенденцию 2010-х годов на восприятие современного искусства «как чего-то маргинального» [2].
Одна из классификаций этих организаций включала деление их по местам существования: «частные пространства», «пограничные территории», «ничья земля», «чужие места». Первая категория в уточненном варианте легла в основу данного визуального исследования.

Выставка Александра Образумова и Дженды Флюид «При попадании в глаза промыть водой» в галерее «Частная собственность», 2019 [1]
Материал для исследования отбирался по ряду следующих принципов. Фокус делался на квартирах, принадлежащих авторам инициатив (организаторы должны проживать в пространстве на постоянной основе). Время существования проекта должно располагаться в интервале с 2010 года по настоящее время. Несмотря на то, что изначально единственным географическим ограничением была территория России, в основную часть исследования попали только квартирные галереи из Москвы и Санкт-Петербурга.
Важную роль при отборе играла и частота проведения мероприятий — в период активной работы пространства она должна была быть не менее 1 раза в год. На основании этого правила не были включены в основное исследование квартирная индустриальная биеннале в Томске, квартирная триеннале в Самаре и Уральская квартирале.


4‑й Квартирная индустриальная биеннале, вид экспозиции, 2024 [2]
Не стоит думать, что выставки в квартирах — удел исключительно непризнанных или цензурированных (хотя, например, именно из-за цензурных ограничений возникла лаборадория «Интимное место»), часто инициаторами и участниками таких самоорганизаций являются успешные художники. Подобные проекты сокращают дистанцию между художником и зрителем, а также дают авторам возможность быстрее воплощать идеи и делиться ими.
Гипотеза: Квартира-галерея становится полноправной альтернативой признанным видам институций.
Исследование структурировано по хронологическому принципу — именно он позволяет наиболее точно отразить тенденции, характерные для квартирных галерей: к 2020-м они все больше становятся похожи на white cube, но сохраняют близость зрителя к художнику, человечность и возможность для эксперимента. Ряд перечисленных преимуществ дополняется улучшением их технической оснащенности и удешевлением каналов пиара (популяризацией телеграм-каналов, конструкторов сайтов).
Основными текстовыми материалами для исследования послужили книги и статьи на тему квартирных выставок и документация событий с сайтов галерей.
Квартира Симона Мраза (2011-2020)
Организатор: Симон Мраз. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Москва.
Симон Мраз — организатор художественных проектов, куратор, директор Австрийского культурного форума в Москве. Почти 10 лет его квартира в «Доме на набережной» была частым местом встреч художников, коллекционеров и зрителей.
Пространство квартиры Симона Мраза, 2019 [5]
«Уже восемь лет я провожу квартирники — домашние выставки в квартире в Доме на набережной. Приглашаю художников, а они приводят с собой много интересных людей. Так я могу, не выходя из дома, познакомиться с яркими представителями российской культуры»
Симон Мраз, 2019 [3]
«Пусть средний класс думает, что нам ничего прекрасного не доступно» (2015)
Участница: Алиса Йоффе
Выставка прошла в год, когда Forbes назвал Алису Йоффе одной из самых перспективных художниц России. Её графичные работы заполнили всё пространство квартиры Симона Мраза.


Выставка Алисы Йоффе, 2015 [6]
Выставка Алисы Йоффе, 2015 [6]
Лаборадория «Интимное место» (2014-2021)

Организатор: Марина Мараева. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.
Лаборадория позиционировала себя как «пространство коллективного использования», готовое дать место для высказывания каждому «вне зависимости от их веса/длины/глубины, степени зрелости, наличия/отсутствия, шерсти/чешуи» [2].
На фото слева: Лабрадор Гвидон на выставке Ани Исидис «Нельзя, можно, можно, нельзя» в «Интимном месте», 2014 [3]
«Leib & Korper» (2018)
Художница: Алина Терешкина.
В ценящем хрупкость «Интимном месте» в 2018 году проходила выставка «Leib & Korper». Она являлась частью проекта художницы «Тело и зрение». Серия работ представляла собой совмещение взглядов художника, модели и зрителя.
Выставка «Leib & Korper», 2018 [4]
Галерея Егорка (2016-2021)
Организаторы: Анна Терешкина и Анастасия Макаренко. Выставочное пространство: две комнаты коммунальной квартиры. Город: Санкт-Петербург.
Художницы Анна Терешкина и Анастасия Макаренко создали «Егорку» в коммуналке на ул. Егорова в Санкт-Петербурге. Галерея возникла как эксперимент над форматом квартирного искусства: что оно из себя представляет и чем отличается от «большого» искусства?
Тотальная инсталляция «Записки из мертвого дома» (2017)
Автор: Анастасия Вепрева.
Название инсталляции — не просто отсылка к «достоевщине», характерной для многих исторических домов в центре Санкт-Петербурга, до сих пор являющихся коммуналками, подобно «Егорке». Роль конкретного пространства здесь ключевая — в комнате, где была создана инсталляция, друг за другом умерло несколько хозяев.
Шерстяные нити будто опускают потолок, превращая пространство в некий футляр или даже гроб. Живущая в помещении Анастасия Макарова становится единственным посетителем инсталляции и ежедневно документирует свои ощущения.
Анастасии Вепрева, тотальная инсталляция «Записки из мертвого дома», 2017 [7]
«Sailor studies» (2021)
Кураторская группа: Фёдор Хиросиге, Анна Терешкина, Анастасия Макаренко, Иван Гуторов.
Художники: Симон Варвар, Сянда Яптик, Надежда Валецкая, Limkis, Ростислав Амелин, Анна Андржиевская, Настя Макаренко, Фёдор Хиросиге и другие.
Сравнительный комфорт квартирной галереи подталкивает художников к разговору об общем для всех детском воспоминании — каждодневном просмотре SailorMoon. Выставка становится рассуждением о том, как приключения аниме-героини стали трансформирующей точкой для целого поколения.


«Sailor studies», вид экспозиции, 2021 [8]
«Sailor studies», вид экспозиции, 2021 [8]
Nikolay Evdokimov gallery (2020-н.в.)

Организатор: Николай Евдокимов. Выставочное пространство: жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.
Галерея расположена в квартире куратора Николая Евдокимова, где он проживает вместе с семьей. Специализируется на петербургских авторах: как на уже состоявшихся, так и на молодых.
На фото слева: Кухня Nikolay Evdokimov Gallery, 2023 [9]
Пространство квартиры Nikolay Evdokimov gallery во время выставок «Ложное солнце», 2022 и «Не беспокоить», 2022 [10]
«Дом — вне дома — дом» (2024)
Совместно с Home gallery (Санкт-Петербург)
Участники: Александр Позин, Алена Терешко, Андрей Рудьев, Вадим Михайлов, Дмитрий Сироткин, Наташа Юдина, Никита Панин, Эрик Железка и другие.
Выставка-рассуждение о границах дома от релокантов и тех, кто «остался». Работы проникают в пространство жилой квартиры, растворяются среди бытовых вещей. В 2024 все актуальнее становился вопрос: как определить понятие дома и как построить дом на новом месте?


«Дом — вне дома — дом», экспозиция на кухне, 2024 [11]
«Дом — вне дома — дом», вид экспозиции, 2024 [11]
Home Gallery (2020-н.в.)

Организаторы: Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева. Выставочное пространство: окна + жилая квартира. Город: Санкт-Петербург.
Супруги-художники организовали галерею, когда в 2020 году переехали в новую квартиру. Три окна в ней выходят во внутренний двор, четвертая стена глухая. Образуемое этими окнами пространство и подтолкнуло художников к идее домашней галереи.
На фото слева: Вероника Рудьева-Рязанцева в пространстве Home Gallery [12]
«Мы сами художники и знаем, как важен импульс, его быстрая реализация… Именно такую возможность даёт наша галерея»
Андрей Рудьев и Вероника Рудьева-Рязанцева, 2023 [4]
Инсталляция «Мешок любовных стрел» (2022)


Анна Дашевская, «Мешок любовных стрел», 2022 [13]
murmure.space (2023-н.в.)
Организатор: Екатерина Карцева. Выставочное пространство: комната + ванная. Город: Москва.
murmure.space — гибридное пространство жилой квартиры и галереи для показа камерных выставок женщин-художниц.
«Сначала я хотела сделать из этой комнаты кабинет, но в итоге оставила её пустой… это особое ощущение, когда уходят гости, а выставка остается: почти как ночь в музее»
Екатерина Карцева, 2024 [5]
Выставка «Лентикуляры Ольги Тобрелутс», фрагмент экспозиции, 2023 [14]
«Дом, в котором я живу» (2023)
Участницы: Мария Арендт, Ольга Божко, Наталья Конюкова, Екатерина Рожкова, Мария Инокентьева-Читаева.
Дебютная для галереи сайт-специфик выставка. Коллективный проект сформирован под влиянием атмосферы, исторического контекста и архитектурных особенностей здания 1930-х годов. Работы художниц интегрируются в пространство квартиры, вступая в диалог с элементами повседневного быта.
«Дом, в котором я живу», вид экспозиции, 2023 [15]
«Света Исаева в Murmure» (2023)
Совместно с Nikolay Evdokimov Gallery (Санкт-Петербург)
Участница: Света Исаева.
Персональная выставка художницы, чей стиль характеризуют как «треш-барокко». Живописные работы эффектны, графичны, телесны. Свой стиль художница переносит и на другие медиумы: монотипии и керамику. Эти работы были также представлены на выставке.


«Света Исаева в Murmure», вид экспозиции, 2023 [16]
«Света Исаева в Murmure», вид экспозиции, 2023 [16]
Заключение
Квартирные галереи 2010-х годов создавались как площадки без иерархии, дающие возможность для высказывания любому. Здесь царил принцип: любой художник может выставиться, любой зритель может прийти (яркий пример — лаборадория «Интимное место»).
Баланс публичности и приватности, возможный в 2010-х, сошел на нет к настоящему времени. Многие галереи, чья позиция шла в разрез политическим трендам, закрылись, их организаторы эмигрировали. На фоне этого выделяются две тенденции.
Одна, рассмотренная здесь, — квартирные галереи становятся полноправной альтернативой привычным видам институций (например, murmure.space и Nikolay Evdokimov gallery). Они имеют все лучшее оснащение, серьезнее подходят к планированию и пиару мероприятий. Их отличие от привычных галерей в большей камерности, человечности, отсутствии явной иерархии между зрителем и художником.
Работы Светы Исаевой в Nikolay Evdokimov Gallery [17]
Вторая тенденция — полная противоположность. Artist-run spaces и выставки становятся все более закрытыми. В публичном поле не выходят промо-материалы, не появляются приглашения, не выкладываются фото с открытий. Приватность становится программной чертой. Круг выставляющихся — друзья и знакомые, публика — профессиональные зрители, которым можно доверять.
Характерный пример — проект OnlyFriends, реализуемый казанским художником Артуром Голяковым. Первое событие — выставка Best Whishes (2025), прошедшая в квартире организатора, включала работы более 50 художников со всего мира.
«OnlyFriends скорее похож на кухню или, как я сказал выше, игру в шахматы. Почему бы не позволить себе иметь дело только с профессиональным зрителем?»
Артур Голяков, 2025 [6]
Групповая выставка «Best Wishes» в OnlyFriends, 2025 [18]
Открытые системы: пространство коллективного использования «Интимное место», Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. — URL: https://www.youtube.com/v/HJ34FW_QOJo (20.05.2025).
Трубицына, А. Ю. Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2020. М.: Музей современного искусства «Гараж», 2020. — 256 с.
«В России искусство не имеет кодексов»: Симон Мраз — о художниках и квартирниках [Электронный ресурс]. URL: https://thecity.m24.ru/articles/1267 (дата обращения: 18.05.2025).
Квартирные галереи Москвы и Санкт-Петербурга: кто и для чего их открывает? [Электронный ресурс]. URL: https://artandyou.ru/articles/kvartirnye-galerei-moskvy-i-sankt-peterburga-kto-i-dlya-chego-ih-otkryvaet/ (дата обращения: 19.05.2025).
Сильные стороны: выставка женщин-художниц в квартирной галерее Murmure [Электронный ресурс]. URL: https://portal-kultura.ru/articles/exhibitions/359428-silnye-storony-vystavka-zhenshchin-khudozhnits-v-kvartirnoy-galeree-murmure/ (дата обращения: 19.05.2025).
Входа нет! [Электронный ресурс]. URL: https://saint-art.net/vhoda-net/#close (дата обращения: 19.05.2025).
https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F3390 (дата обращения 15.05.2025)
https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F12617 (дата обращения 16.05.2025)
https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F3819 (дата обращения 16.05.2025)
https://alenatereshko.com/exhibition_rus_leib_amp_korper (дата обращения 16.05.2025)
https://thecity.m24.ru/articles/1267 (дата обращения 18.05.2025)
https://russianartarchive.net/ru/catalogue/document/F8136 (дата обращения 18.05.2025)
https://egorkagallery.tilda.ws/page18820315.html (дата обращения 18.05.2025)
https://egorkagallery.tilda.ws/page20367795.html (дата обращения 18.05.2025)
https://artandyou.ru/articles/kvartirnye-galerei-moskvy-i-sankt-peterburga-kto-i-dlya-chego-ih-otkryvaet/ (дата обращения 18.05.2025)
https://evdokimovgallery.com/projects (дата обращения 20.05.2025)
https://evdokimovgallery.com/homegalleryfair (дата обращения 20.05.2025)
https://artandyou.ru/articles/kvartirnye-galerei-moskvy-i-sankt-peterburga-kto-i-dlya-chego-ih-otkryvaet/ (дата обращения 20.05.2025)
https://artandyou.ru/articles/kvartirnye-galerei-moskvy-i-sankt-peterburga-kto-i-dlya-chego-ih-otkryvaet/ (дата обращения 20.05.2025)
https://murmure.space/shows/tobreluts-2024 (дата обращения 20.05.2025)
https://murmure.space/shows/dom (дата обращения 22.05.2025)
https://murmure.space/shows/isaeva (дата обращения 22.05.2025)
https://evdokimovgallery.com/about (дата обращения 22.05.2025)
https://saint-art.net/vhoda-net/#close (дата обращения 22.05.2025)