Original size 1190x1684

меня тут не было, но мне тут жутко

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Я выросла вне советского культурного пространства и в школьной программе история СССР была представлена кратко и фрагментарно. У меня нет культурной или эмоциональной связи с советским прошлым — оно не является частью моей памяти, но материальная среда моего собственного детства была во многом наследием советской эпохи. Мебель, архитектура, посуда, детали интерьеров — всё это в постсоветские годы оставалось почти таким же, каким было создано в советское время.

big
Original size 2872x905
  1. Заброшенный пионерлагерь на Урале⁠⁠, фото NORDSKIF
  2. Фото из архива садика, в который я ходила

Столкнувшись с фотографиями заброшенных советских детских лагерей, я ощутила странное напряжение между незнакомым прошлым и знакомой материальной формой этого прошлого. Я не ностальгирую по советскому детству, но его материальные следы присутствовали в моём собственном детстве, поэтому разрушенные лагеря вызывают сложную двойную реакцию: притяжение (и чувство уюта) к знакомым формам и жуткость от их разрушенного контекста. Свой детский сад или школу из воспоминаний я никогда не видела такими — там всё переделано, от старой советской обстановки почти ничего не осталось. Но глядя на лагеря, я как будто вижу, во что могли бы превратиться те пространства, если бы их забыли. Через них я вижу, как разрушается то материальное, что было частью моего детства.

Принцип отбора визуального материала

В исследование включены:

— фотографии заброшенных советских пионерских лагерей, вызывающие у меня смешанные чувства узнавания, тревоги и жуткого;

— снимки из моего личного архива: школьные интерьеры, дворы, детский сад;

Сравнивая эти изображения, я выявляю визуальные и эмоциональные совпадения, раскрывающие эффект «жуткого»: разрушенные пространства напоминают мне о тех местах, которые я знала, но теперь вижу их как будто после смерти.

Принцип выбора источников

Теоретической основой исследования стали следующие тексты:

— эссе Зигмунда Фрейда «Жуткое» (1919) как интерпретация парадокса узнавания и страха в образе лагерей;

— работа Юлии Кристевой «Силы ужаса» и её концепция абъекта/абъекции — как описания двойственного притяжения и отталкивания от разрушенного, чуждого, но ранее «своего»;

Ключевой вопрос и гипотеза исследования

Что происходит с нашим восприятием прошлого, когда мы сталкиваемся с его разрушенной материальной оболочкой?

Моя гипотеза: фотографии разрушенных лагерей вызывают жуткое ощущение потому, что они визуализируют ту судьбу, которая могла бы постигнуть знакомые мне пространства. Я боюсь этих образов не только потому, что они разрушены, но потому, что они слишком похожи на то, что я знала в детстве.

мне тут страшно

Сталкиваясь с фотографиями руин лагерей, я одновременно узнаю и не узнаю их. Знакомые с детства формы и материальные объекты предстают в контексте разрушения. Пустые корпуса, покрытые пылью и плесенью, выглядят узнаваемо, но зловеще. Эта встреча уютных воспоминаний из детства с их разрушенной материальной составляющей рождает эффект, который Зигмунд Фрейд описывал понятием das Unheimliche — «жуткое», когда знакомое становится пугающе чужим.

Original size 2872x905

1)Заброшенный пионерский лагерь вертолётного завода им. Миля⁠⁠ 2) Лестница в школе, в которой я училась, личный архив, 2019

Original size 2400x1600

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Жуткое пугает не новизной, а именно тем, что было «до боли знакомо».

Original size 2872x905

1)Яндекс карты, двор садика, в который я ходила, 2020 2)Заброшенный лагерь, фото NORDSKIF

Original size 1464x950

Заброшенный пионерский лагерь вертолётного завода им. Миля⁠⁠

Original size 2400x1600

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Фрейд в эссе «Жуткое» (1919) отмечал парадокс: жутким нас делает вовсе не абсолютно новое и неизвестное, а скорее то, что было когда-то хорошо знакомо, домашним (heimlich), но вследствие вытеснения стало чужим. Он ссылается на слова философа Ф. Шеллинга о том, что жуткое — это «нечто, что должно было оставаться скрытым, но всплыло на поверхность». Другими словами, ранее привычное и свойское вызывает страх, когда возвращается из забвения в искаженном виде. В моём случае именно это и происходит: привычные предметы детства возвращаются ко мне со страниц фотографий, но возвращаются уже мертвыми, разрушенными, превращёнными в обломки. Такая метаморфоза родного в пугающее идеально вписывается в фрейдовское определение жуткого как эффекта возвращения вытесненного.

Original size 2148x1245

Пионерлагерь «Сказочный»

Original size 800x551

Фото из архива моего садика

Original size 2872x905
  1. Заброшенный лагерь, фото NORDSKIF
  2. Стадион возле школы, в которой я училась, яндекс карты, 2020

Важно подчеркнуть, что эффект жуткого возникает у меня несмотря на отсутствие прямых воспоминаний об этих лагерях. Я никогда не была в пионерлагере, то есть не обладаю своими воспоминаниями об этих местах. У меня нет ностальгии по советскому детству, но его материальные следы присутствовали в моём собственном детстве. Поэтому руины лагерей вызывают сложную двойную реакцию: с одной стороны, притяжение к знакомым образам, с другой — жуткость от их мёртвого, разрушенного состояния или пустоты.

Original size 2872x905
  1. Заброшенный лагерь, фото BIOLENA
  2. Фото из архива садика, в который я ходила
Original size 1792x1195

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Original size 1537x1024

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Original size 1425x950

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Original size 2400x1600

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

я узнаю этот запах

Рассматривая фото зала для выступления в лагере, я показала его своей подруге и спросила: какое чувство оно вызывает у тебя? Она ответила: «запах столовой из школы, в которой мы учились». И это произвело на меня сильное впечатление, ведь я тоже его почувствовала.

Original size 2872x905
  1. Пионерлагерь на Урале⁠⁠, фото NORDSKIF
  2. Фото актового зала моей школы из личного архива, 2018

Дело в том, что возле актового зала находилась столовая. Рассматривая фото зала в лагере и найдя в своём личном архиве фото актового зала в своей школе, я поняла, что даже если мы никогда не были в тех местах, наше тело реагирует на их изображения так, будто они нам знакомы с детства, ведь залы действительно очень похожи, и смотря на фото из лагеря появляется чувство уюта и запаха школьной столовой, но одновременно с этим возникает жуткое ощущение от того, что это место разрушено, хоть и прототип в моей памяти всё еще целый. В этот момент прошлое будто всплывает в ощущениях, минуя сознательную память. Даже если мы не были в этих лагерях, наше тело реагирует на их изображения так, будто они нам знакомы. Такой феномен можно рассматривать в русле фрейдовского возвращения вытесненного — когда вытесненное бессознательное содержание внезапно вторгается в повседневность не через логику, а через чувство.

Original size 2872x905
  1. Заброшенный пионерский лагерь, расположенный в Уральской лесной глуши, фото Никита Алферов, 2025
  2. фото столовой из моей школы, личный архив, 2018
Original size 2148x1245

Заброшенный пионерский лагерь, расположенный в Уральской лесной глуши, фото Никита Алферов, 2025

Original size 2872x905
  1. Пионерлагерь на Урале⁠⁠, фото NORDSKIF
  2. кабинет технологии в моей школе, личный архив, 2018

Жуткое переживание от пространства может включать весь спектр ощущений: зрительные образы сплетаются с запахами, звуками, телесными чувствами. В такие моменты граница между настоящим и прошлым размывается: мы как бы оказываемся одновременно в своём детстве и в чужом, в реальности и в воспоминании.

Original size 2872x905

1)Коридор школы, в которой я училась, личный архив, 2018 2)Пионерлагерь на Урале⁠⁠, фото NORDSKIF

Original size 2872x905
  1. Коридор школы, в которой я училась, личный архив, 2018 2)Пионерлагерь на Урале⁠⁠, фото NORDSKIF

Мне тут уютно

Помимо концепции жуткого у Фрейда, описывающей интеллектуально-эмоциональный парадокс знакомого-чужого, мои ощущения можно проанализировать через понятие абъекции, разработанное философом и психоаналитиком Юлией Кристевой.

Абъекция (от лат. abjectio — отвержение) означает переживание остро смешанных чувств отвращения и притяжения к чему-то, что было исключено из мира живого или из нашего «Я».

Кристева описывает абъект как нечто, что выброшено из символического порядка — например, труп или нечистота — и вызывает ужас, потому что нарушает границы между собой и другим, жизнью и смертью. Отвратительное манит и отталкивает одновременно: мы узнаём в нём то, чем эта вещь была до изгнания (скажем, тело, когда-то живое), и в то же время нас пугает причина, по которой оно было изгонано (разложение, смерть). Недаром отмечают, что абъект во многом схож с жутким по своей структуре чувств: в нём смутно узнается прежняя знакомость, но он воспринимается как страшный чужак. Ю. Кристева даже вводит образ «жуткого чужака» — того странного, что оказывается возвращением давно отторгнутого прошлого.

Original size 2872x905
  1. Лагерь «Восход» расположен на задворках города Сергиев Посад, фото BIOLENA
  2. Фото двора района, где я жила, яндекс карты, 2020

Кристева исследовала природу отвращения как особого вида эмоциональной реакции, в которой заложено одновременное притяжение и отталкивание. В своём эссе «Силы ужаса: эссе об отвращении» она пишет, что в отвращении есть нечто от «неудержимого и мрачного бунта» против того, что пугает, но при этом этот же объект странно манит к себе. Человек как бы бросается прочь и одновременно не может отвести взгляд — движение напоминает бумеранг, который одновременно притягивается и отталкивается, выводя нас из равновесия.

Original size 2872x905

1. Фото из заброшеного лагеря, автор PILA 2. Фото из архива садика, в который я ходила

Original size 2400x1600

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Я вижу на фотографиях знакомые мне с детства предметы и интерьеры, то есть распознаю в этих руинах следы прежней жизни. Можно сказать, я угадываю, чем был этот лагерь прежде, «до изгнания». Одновременно меня отвергает, пугает его нынешнее состояние — грязь, плесень, запустение. Я сталкиваюсь с абъектом: нечто когда-то свое и живое, ставшее чужим и мертвым. Поэтому реакция сложная: меня тянет знакомое, мне кажется это место уютным, но меня пугает и отвращает разрушение. Такое переживание вполне вписывается в описанный Кристевой механизм абъекции, при котором узнавание внутри отвращения рождает эффект жуткого.

Original size 2872x905

1)Лагерь «Восход» расположен на задворках города Сергиев Посад, фото BIOLENA 2) двор района в котором я жила, яндекс панорама, 2020

Original size 2400x1600

Лагерь «Сказка», фото Рубцов Сергей

Заключение

Мой опыт столкновения с изображениями заброшенных советских лагерей оказался не просто визуальным или историческим интересом, а глубоко личным и телесным переживанием. Я росла вне идеологического советского контекста и не обладаю собственными воспоминаниями о жизни в СССР, однако материальная среда моего детства — мебель, архитектура, посуда — была продолжением советского прошлого. Эти обыденные, «немые» объекты из детства всплыли в пугающем искаженном виде в кадрах разрушенных лагерей, вызывая амбивалентную реакцию: чувство уюта от узнавания и страх перед их опустошённым состоянием.

Original size 1296x864

Заброшенный лагерь, фото NORDSKIF

Bibliography
Show
1.

Фрейд З. Жуткое // Фрейд З. Психоанализ и культура. — М.: Канон+, 2018. — С. 224–250.

2.

Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении / пер. с франц. М. Мамардашвили. — М.: Логос, 2021. — 304 с.

3.

Hirsch M. The Generation of Postmemory: Writing and Visual Culture After the Holocaust. — New York: Columbia University Press, 2012. — 320 p.

4.

Шеллинг Ф. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах. — М.: Республика, 2000. — 256 с.

5.

Йенш Э. О психологии жуткого // Психоаналитическое обозрение. — 2002. — № 2. — С. 115–129.

Image sources
Show
1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.21.22.23.24.25.26.27.28.29.
меня тут не было, но мне тут жутко
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more