
РУБРИКАТОР
1. Концепция 2. Глава 1: Наследие 3. Глава 2: Эксперимент 4. Глава 3: Прорыв 5. Вывод
КОНЦЕПЦИЯ
Стремительная цифровизация сферы культуры породила феномен виртуальных или онлайн выставок, которые являются не просто дубликатами физических проектов, а представляют собой самостоятельные пространства для художественного самовыражения. Это трансформирует саму природу кураторской работы: работа с физическими объектами в реальном пространстве заменяется созданием цифровых сред. Однако многообразие новых подходов к репрезентации цифрового искусства остаётся слабо систематизированным, что подводит нас к ключевому исследовательскому вопросу: какие стратегические модели репрезентации искусства возникают в практике кураторства цифровых выставочных проектов и как они эволюционируют от воссоздания традиционного опыта к созданию принципиально новых художественных сред?
Онлайн-выставки на платформе Google Arts& Culture
Для решения этой проблемы мое исследование предлагает модель, основанную на принципе отношения к физическому прототипу. Этот принцип позволяет выстроить ясный рубрикатор, отражающий эволюцию кураторских стратегий. В соответствии с ним, материал структурирован в три главы:

Первая глава посвящена стратегии имитации, где цифровая среда используется для точного воспроизведения логики и эстетики музейного пространства. В рамках этой модели куратор стремится создать иллюзию присутствия на традиционной выставке, наделяя цифровое искусство узнаваемым культурным контекстом.
На практике это выражается в виртуальных реконструкциях классических музейных залов с характерными элементами: ровными рядами картин в рамах на нейтральных стенах, имитацией естественного освещения, витринами для скульптур и даже цифровыми версиями этикеток с описанием работ. Таким образом, специальные платформы или виртуальные музейные экскурсии часто воспроизводят не только пространственную структуру, но и атмосферу реальной галереи. Такой подход служит важным инструментом адаптации, позволяя зрителям переносить сформированные навыки восприятия искусства в цифровую среду и придавать виртуальным объектам статус, равный их физическим аналогам.
(Слева: инетрактивный элемент онлайн выставки «Gods in Color», 2020)

Во второй главе анализируется стратегия гибридизации, характеризующаяся синтезом узнаваемых архитектурных элементов с решениями, принципиально невозможными в реальности. Здесь куратор экспериментирует, расширяя язык репрезентации, сохраняя связь с физическими прототипами через определённые знакомые ориентиры.
Это проявляется в создании пространств, которые одновременно кажутся и знакомыми, и фантастическими. Например, зритель может оказаться в классической галерее, где вместо картин на стенах парят голографические скульптуры, а арочный проём открывает вид не на соседний зал, а на космическую туманность. В этой модели куратор выступает творцом «архитектурной магии», нарушая законы физики, но сохраняя визуальные коды традиционного выставочного пространства. Такой подход позволяет зрителю плавно переходить от привычного музейного опыта к новым формам восприятия, используя знакомые элементы как точку опоры для исследования цифровой среды.
(Слева фрагмент выставки The Beauty of the Baud, 2017 на платформе PANTHER)

Третья глава посвящена стратегии радикального разрыва, в рамках которой кураторские высказывания реализуются в полностью автономной цифровой среде. Такие проекты создают принципиально новые художественные миры, не имеющие аналогов в физической реальности и существующие исключительно по законам цифрового пространства.
В отличие от гибридных моделей, эти проекты полностью отказываются от любых отсылок к традиционной архитектуре. Вместо привычных залов и галерей зрители погружаются в абстрактные ландшафты, алгоритмические вселенные или динамические системы, где понятия верха и низа, гравитации и устойчивой перспективы могут отсутствовать. Например, в специализированных VR-инсталляциях кураторы создают пространства, где художественные объекты не размещаются в пространстве, а являются органичной частью постоянно трансформирующейся цифровой среды. Такой подход предполагает возникновение новой формы искусства, где куратор выступает не как интерпретатор готовых произведений, а как соавтор самой среды, которая становится первичным и неотъемлемым художественным высказыванием, требующим от зрителя совершенно новых стратегий восприятия.
(Слева: «Виртуальный Музей Пословиц, Каламбуров, Загадок и Прочих Крылатых и Не Особо Пернатых Речевых Оползней» Екатерины Яловецкой»)
Таким образом, в работе последовательно раскрывается переход от стратегий, направленных на имитацию классического музея в цифровом искусстве, через эксперимент по расширению его языка, к окончательному обретению автономии, когда куратор выступает не просто организатором, а архитектором новых реальностей.
ГЛАВА 1: Имитация
Отправной точкой исследования стратегий цифровой репрезентации логично становится стратегия имитации — подход, при котором виртуальное пространство становится точной копией традиционного музейного пространства. Можно сказать, что эта модель возникла как ответ на ключевую задачу: сделать цифровое искусство столь же весомым, как и традиционное, сохранив знакомую музейную атмосферу.При этом онлайн-выставки могут дать зрителям то, что не может предложить ни один реальный музей: возможность посещения из любой точки мира в любое время. Воссоздавая архитектуру экспозиции, музейную навигацию и сценографию, куратор не только транслирует искусство, но и конструирует узнаваемый культурный контекст. Таким образом, имитация позволяет зрителям переносить устоявшиеся модели взаимодействия с искусством в новую цифровую среду.


Вид платформы Google Arts& Culture на разных устройствах
Google Arts & Culture можно назвать одной из самых доступных платформ для знакомства с онлайн-выставками. Её доступность обусловлена, прежде всего, бесплатным форматом и глобальным охватом: платформа объединяет коллекции тысяч музеев по всему миру, делая их доступными любому человеку, имеющему подключение к интернету. Простой и интуитивно понятный интерфейс с поддержкой нескольких языков позволяет даже самому неопытному зрителю легко ориентироваться в обширном каталоге выставок. Кроме того, платформа совместима с различными устройствами, от смартфонов до компьютеров, что обеспечивает удобное взаимодействие с контентом.
Платформа Google Arts & Culture — яркий пример имитации традиционного музейного опыта в цифровой среде. Если говорить о визуальном образе и механизмах навигации, можно выявить особый язык репрезентации, который основан на принципах линейного повествования и контролируемого внимания.

Все выставки на платформе начинаются с большой демонстрации главного или говорящего экспоната, поверх которого наложено название и описание выставки.
Ключевым инструментом кураторского выражения здесь становится вертикальный скролл, который выполняет несколько функций: он одновременно служит пространственным навигатором, имитирующим движение по выставочному залу, инструментом контроля взгляда и активатором интерактивных сценариев, таких как увеличение фрагментов или переход между точками просмотра.
Выставки «Банкеты», «Садовая вечеринка. Суфражистки на чаепитии» и «Корал из Трапани» на платформе Google Arts& Culture
Особый интерес представляет взаимодействие текста и визуальных элементов внутри платформы. Можно увидеть наложение текста на изображение, разделение экрана на текстовую и визуальную зоны и отображение крупноформатное изображение с подписью. Все это воспроизводит традиционную бинарную схему «экспонат-описание».
Выставка «История Маса» на платформе Google Arts& Culture
Так, можно сделать вывод, что платформа последовательно сохраняет логику традиционной выставки, одновременно используя цифровые преимущества интерактивного повествования и создавая ритмично организованный опыт. И хотя, Google Arts & Culture переосмысливает музейный опыт через призму цифровых поведенческих моделей, основная ветвь повествования остается классически музейной: линейной и понятной. Платформа сохраняет ключевой принцип традиционного музея — управляемое зрительское внимание, где маршрут и акценты заранее определены.

Онлайн-выставка, относящаяся к категории имитации также может выглядеть следующим образом: проект «Brushes with the world» от Pocker Gallery (также размещена на платформе Google Arts& Culture) полностью воспроизводит опыт посещения традиционного музея, например, мы можем свободно перемещаться по виртуальным залам, подходить к картинам и узнавать о них что-то новое. Такой подход демонстрирует стремление сохранить такой привычный музейный ритуал, как неспешное исследование, физическую близость к работам и возможность выбора маршрута.
Выставка «Brushes of the World» от pocket Gallery
Ключевой особенностью этой выставки можно назвать создание универсального музейного пространства. На данной выставке можно увидеть картины из разных художественных музеев мира, что хначит, что географические и институциональные границы стираются. Это позволяет зрителю познакомиться с произведениями из Лувра, Эрмитажа и других музеев за один сеанс, что физически невозможно в реальности.

Проект успешно решает задачу демократизации доступа к мировому художественному наследию, при этом сохраняя традиционную музейную иерархию: зритель остаётся пассивным наблюдателем, а кураторская программа следует классическим выставочным принципам.Эта выставка демонстрирует, что стратегия имитации остаётся актуальной как мост между традиционной музейной культурой и цифровыми возможностями, предлагая комфортный переход к новым формам потребления искусства.


Выставка «Brushes of the World» от pocket Gallery
Говоря о стратегии имитации, нельзя не упомянуть виртуальные туры по уже существующим музеям, когда виртуальная среда становится точной копией физического пространства без изменений. Здесь технологии используются не для художественных экспериментов, а для точного копирования реальности, создавая у зрителя ощущение, что он физически находится в музее, даже если смотрит на экран. Это сохраняет музейную «магию», но при этом даёт зрителю уникальный шанс увить то, к чему реальный доступ получить не всегда возможно.
Виртуальная схема первого этажа главного музейного комплекса эрмитажа
Роль куратора в таких проектах сводится к технической передаче, а не к интерпретации. Можно сказать, что пространство диктует маршрут а архитектура определяет повествование. Так, например, онлайн-тур по Эрмитажу создаёт его точную копию, но не передаёт главного — ощущения выставки как диалога, где куратор помогает понять искусство. Такой подход подтверждает, что цифровизация способна не только актуализировать музейный язык, но и сохранить его традиционную форму.
Виртуальный тур по главному зданию Эрмитажа


Виртуальный тур по главному зданию Эрмитажа
Анализ показывает, что стратегия имитации служит важным этапом в развитии цифровых арт-пространств, находясь между традиционным музейным опытом и чем-то новым. Она решает ключевую задачу: сохранить узнаваемость традиционного музейного опыта, одновременно расширяя его доступность посредством цифровых технологий. Такие проекты, как Google Arts & Culture и виртуальные туры по физическим музеям демонстрируют, что точное воссоздание физических пространств помогает зрителям комфортно адаптироваться к новой цифровой среде.
Однако эта стратегия имеет свои ограничения: сохраняя внешние атрибуты музея, она часто не использует все возможности онлайн-реальности на максимум. Таким образом, стратегия имитации служит консервативной, но необходимой основой для дальнейшего развития более сложных и радикальных форм цифрового кураторства.
ГЛАВА 2: Гибридизация
Во второй главе рассматривается стратегия гибридизации, которая преодолевает ограничения традиционного музейного пространства благодаря соединению физических и цифровых элементов. В отличие от имитации, гибридизация создаёт среду, в которой музейные прототипы сочетаются с решениями или экспонатами, невозможными в реальности. Это позволяет куратору вместе с художниками конструировать новую реальность, где цифровые средства уже не замена физическому миру, а самостоятельный художественный язык, значительно расширяющий и меняющий наш опыт восприятия искусства.

Одним из примеров соединения классического музейного пространства и интернет-технологий может послужить галлерея Panther Modern. Она представляет собой уникальный пример гибридной кураторской стратегии, которая трансформирует саму идею художественного пространства. Платформа существует как виртуальная галерея, состоящая из последовательных виртуальных комнат, создаваемых художниками в 3D-программах. Этот подход уже сам по себе является художественным жестом, так как галерея не имеет фиксированной архитектуры, а постоянно достраивается, превращаясь в «растущий организм».
The Beauty of the Baud, 2017 Katie Torn, 2016 Pussykrew 2014
В пространстве галлереии можно увидеть как экспонаты, которые возможно было бы перенести в реальный мир, так и те, которые возможны только в виртуальной реальности.
Важно также отметить, что платформа переосмысляет концепцию публичной галереи. Доступная из любой точки мира, она становится полностью демократичным пространством, в отличие от выставок, например, видеоарта, которые остаются ограниченными во времени событиями. В случае Panther Modern сам сайт является одновременно и произведением искусства, и выставочным пространством, а просмотр через экран становится не вторичным опытом, а единственно возможным и полноценным способом восприятия.
«„Panther“ — это неспешное путешествие сквозь время и искусствj. У нас нет постоянного календаря релизов, но мы надеемся, что вы присоединитесь к нам и будете следить за новыми проектами по мере их появления».
Куратор выставки LaTurbo Avedon
The Generative Museum ICA Pittsburgh x KADIST x EPOCH October 21, 2025 — February 13, 2026
Очень необычнвм примером гибридизации служит Generative Museum. Это проект, в котором виртуальное пространство становится не просто платформой для показа искусства, а средой коллективного творчества. В отличие от традиционных онлайн-выставок, этот проект синтезирует реальный архитектурный прототип будущего здания музея, но дарит посетителям опыт, невозможный в реальности

Уникальность проекта проявляется в интерактивной механике первого этажа, где посетители превращаются из пассивных зрителей в соавторов выставочного пространства. Каждый может стать куратором: просто введите тему, и искусственный интеллект мгновенно соберёт вашу личную выставку. Такой подход не только демократизирует процесс создания произведений искусства, но и переосмысливает саму природу музея, когда из хранилища артефактов он превращается в живую систему, реагирующую на индивидуальные запросы.
Иммерсивная среда, созданная EPOCH, активно участвует в художественном высказывании. Продуманная пространственная архитектура позволяют зрителям не просто наблюдать, но и физически переживать альтернативное будущее.
Выставка по моему запросу «frogs» в Генеративном музее
Таким образом, Генеративный музей выходит за рамки традиционных категорий цифрового кураторства, предлагая модель музея как постоянно развивающейся экосистемы. Проект демонстрирует, как виртуальное пространство может стать лабораторией коллективного проектирования, где каждый посетитель имеет возможность стереть границы между художником, куратором и зрителем.


На втором этаже музея можно увидеть уже готовое, более классическое онлайн выставочное пространство
Так, можно сделать вывод, что стратегия гибридизации представляет собой принципиально новый этап в развитии цифрового кураторства, меняя устоявшиеся подходы и создавая вместо них гибкие художественные высказывания. Такие проекты, как Panther Modern и Generative Museum, демонстрируют, что синтез физических и цифровых элементов не только расширяет границы музейного пространства, но и трансформирует роль зрителя из пассивного наблюдателя в активного участника творческого процесса. Такой подход открывает путь к созданию интерактивных сред, где технологии становятся полноценным художественным языком, способным реагировать на индивидуальные потребности, стирая традиционные иерархии между художником, куратором и публикой.
ГЛАВА 3: Разрыв
Третья глава посвящена стратегии полного разрыва, то есть самому революционному подходу в цифровом кураторстве, где происходит отказ от отсылок к музейной реальности. Здесь куратор может отвергать саму логику пространства, подчиняющуюся законам физики. На месте привычных галерейных пространств открываются автономные миры, функционирующие исключительно по законам цифровой среды. Такой подход превращает куратора в архитектора принципиально новых реальностей, где сама среда и искусство в ней единое целое, и чтобы их понять, зрителю приходится по-новому смотреть на современные выставки.

Проект Екатерины Яловецкой «ВМПКЗПКНОПРО» хорошо иллюстрирует стратегию радикального разрыва с музейным пространством, создавая художественную реальность, которая невозможна в физическом мире. Музейное пространство функционирует как визуальный словарь, а его архитектура рождается из пословиц, подчиняясь не законам физики, а логике языка.


Екатерина Яловецкая «ВМПКЗПКНОПРО»
Экспонатами этого музея становятся буквальные воплощения пословиц и поговорок, а не их символические изображения. Здесь фразеологизмы «оживают» в не переносном смысле. Художник-куратор превращает образное выражение в его прямое значение. Благодаря этому язык становится реальным пространством, а не просто картинкой, и в него можно физически войти и изучить изнутри.
Подводя итоги, стратегия радикального разрыва знаменует собой полное освобождение цифрового кураторства от традиционных музейных форм. Такие проекты, как «VMPKZPKNOPRO», демонстрируют, как виртуальное пространство становится автономной художественной реальностью, где язык и изображение сливаются в единое целое, рождая принципиально новые формы искусства. В таком случае куратор как создатель альтернативных миров, существующих исключительно по законам цифровой среды. Стратегия полного разрыва позволяет создавать любые миры, какие только можно придумать. Музей больше не просто хранит экспонаты, а становится лабораторией, где рождаются новые реальности.
ВЫВОД
В данном исследовании демонстрируется эволюционное развитие цифрового кураторства от сохранения традиционных музейных форм до создания принципиально новых художественных реальностей. Предложенная типология репрезентативных стратегий (имитация — гибридизация — радикальный разрыв) не только систематизирует многообразие современных цифровых выставок, но и раскрывает логику их развития. Если изначально онлайн-проекты стремились к точному воссозданию физического музейного пространства, то сегодня цифровая среда становится полноценным художественным медиумом, порождая уникальные формы искусства, невозможные в реальности.
Особенно важна трансформация роли зрителя от пассивного наблюдателя в имитационных проектах к активному участнику в гибридных и радикальных проектах. Современный цифровой куратор стирает границы между создателем и потребителем искусства, открывая путь к по-настоящему интерактивным выставкам. Тогда музеем будущего становится не хранилище артефактов, а динамичная среда общего творчества, где технологии становятся языком искусства.
Jesse Bowling // Panther Modern — Gallery Review [Электронный ресурс] — URL: https://cntrlartdel.wordpress.com/tag/panther-modern/ (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // About [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/about.html (дата обращения: 20.11.2025)
Екатерина Яловецкая // ВМПКЗПКНОПРО [Электронный ресурс] — URL: https://portfolio.hse.ru/Project/141253 (дата обращения: 20.11.2025)
Екатерина Яловецкая // ВМПКЗПКНОПРО [Электронный ресурс] — URL: https://hsedesign.ru/project/d14dc63f5d7b40d79de0d3c135ea479a (дата обращения: 20.11.2025)
Pocket Gallery // Brushes with the World [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/pocketgallery/4wXRPNqXV1Z8PA?hl=en (дата обращения: 20.11.2025)
EPOCH // The Generative Museum [Электронный ресурс] — URL: https://epoch.gallery/ (дата обращения: 20.11.2025)
Google Arts& Culture // Online Exhibitions [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/project/exhibits (дата обращения: 20.11.2025)
Екатерина Яловецкая // ВМПКЗПКНОПРО [Электронный ресурс] — URL: https://hsedesign.ru/project/d14dc63f5d7b40d79de0d3c135ea479a (дата обращения: 20.11.2025)
Google Arts& Culture // The History of Mas [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/story/owVRsWygiT1m0g (дата обращения: 20.11.2025)
Google Arts& Culture // Banquets [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/story/jQURsQljLP49LA (дата обращения: 20.11.2025)
Google Arts& Culture // Discover the Suffragette Symbols Hidden in this Tea Party [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/story/_wURQgmSZGIPOg (дата обращения: 20.11.2025)
Google Arts& Culture // Coral from Trapani [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/story/bwVhAOx2sg4A8A (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // MSHR — Brenna Murphy and Birch Cooper, 2015 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomten.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // Alfredo Salazar Caro 2014 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomfour.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // Alfredo Salazar Caro 2014 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomfour.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // About [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/about.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // The Beauty of the Baud, 2017 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomseventeen.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // Katie Torn, 2016 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomfifteen.html (дата обращения: 20.11.2025)
Panther Modern // Pussykrew 2014 [Электронный ресурс] — URL: https://panthermodern.org/roomseven.html l (дата обращения: 20.11.2025)
Pocket Gallery // Brushes with the World [Электронный ресурс] — URL: https://artsandculture.google.com/pocketgallery/4wXRPNqXV1Z8PA?hl=en (дата обращения: 20.11.2025)
Эрмитаж // Виртуальный визит [Электронный ресурс] — URL: https://hermitagemuseum.org/panorama/pano_1/?lng=ru (дата обращения: 20.11.2025)
EPOCH // The Generative Museum [Электронный ресурс] — URL: https://epoch.gallery/ (дата обращения: 20.11.2025)