
Данный проект — это репрезентация моей световой инсталляции, реализованной в рамках фестиваля «Lightcode 2025», ознаменовавшего собой начало реставрации исторической усадьбы, в городе Торжок Тверской области и прошедшего под руководством Киры Федотовой, преподавателя по светодизайну НИУ ВШЭ.
Задачей инсталляции стало оформление отдаленного и самого большого участка территории фестиваля, через обыгрывание его особенностей и истории усадьбы.
Усадьба «Знаменское-Раёк»
Именно это имение, некогда принадлежавшее сенатору Фёдору Глебову и его супруге Елизавете Стрешневой, стало пристанищем для фестиваля.
Усадьба является образцом русского палладианства, наследием архитектора Николая Львова.

Как нам известно из документов и слухов, описывающих историю усадьбы, отношения супругов не были идеальны:
Сенатор Глебов очень любил и ревновал свою жену к другим мужчинам, из-за чего потребовал спроектировать эту усадьбу так, чтобы княгиня никогда из неё не выезжала.
Она в свою очередь, будучи значительно младше, была равнодушна к своему мужу.
Сосна «Любовь»
Неподалеку от усадебного комплекса расположился небольшой, но идеально круглый прудик, вдоль которого когда-то так же прогуливались супруги.
Так, в честь своей свадьбы, на островке в центре пруда, они высадили три сосны: «Веру», «Надежду» и «Любовь».
До нашего времени дожила лишь последняя, она и стала центром этого участка фестиваля.
Горько
Концепция проекта «Горько» родилась из перечисленных выше фактов и слова «кольцо», которое случайно обронила Кира Федотова на одной из лекций.
Инсталляция представляет собой два гигантских обручальных кольца, символизирующие супругов и их отношения: то, что поменьше, безысходно застряло на острове, в окружении водяного рва; то, что побольше — бесконечно кружит вокруг, словно надзиратель.
Условия инсталляции требовали больших усилий для реализации идеи:
Оба кольца представляют из себя гигантские, но очень хрупкие обручи, по 4 и 3.5 метра в диаметре, первый из которых должен сохранять плавучесть, а второй подвешен на высоте в четыре человеческих роста и крепко держаться на ветру.
Каждое из них собрано из 8 пенопластовых сегментов, насаженных на металлический каркас, склеенных монтажной пеной и, конечно же, покрашенных золотой краской.
И если блеск золота помогает кольцам сиять днём, то для ночного времени суток предусмотрена яркая неоновая лента, протянутая вдоль обоих внутренних периметров.
Также, помимо неона, ночью инсталляцию сопровождала спрятанная под деревянным мостиком лазерная установка, свет от которой рассекал пространство леса и стелился по водной глади, радуя детей и случайных прохожих.
Эта инсталляция — единственная, что была сохранена после окончания фестиваля, и не смотря на то, что у идеи проекта есть конкретный автор, над самими кольцами трудилось, по меньшей мере, 15 человек, без которых бы проект не удался.
Автор идеи:
В главных рабочих ролях: