
Концепция

В американском аутсайдерском искусстве текст на полотнах встречается значительно чаще, чем кажется. Это не всегда осознанная стратегия, через которую художники-самоучки передают то, что образ один не может выразить: пророчества, космические откровения, тайные коды, личные системы мироустройства. На первый взгляд может показаться, что такое использование текста — просто добавление информации к визуальному. Но в реальности это глубоко иное: слово здесь становится инструментом, с помощью которого художник конструирует собственную реальность, убеждённый в том, что слово способно материализоваться, стать видимым, занять место в пространстве

«What Is the Soul of Man» («Что есть душа человека?») Говард Финстер (1976)
Несмотря на отсутствие формального художественного образования, эти мастера развивают собственные, подчас странные и строгие системы работы со словом. Каждый художник изобретает свой способ обращения с буквами. Кто-то превращает их в непрестанный рассказ, как в комиксе, где каждое слово поддерживает изображение и объясняет происходящее. Другой создаёт личный алфавит, расшифровать который может лишь он сам — это становится его тайным языком общения с миром. Третий наполняет холст евангельскими воплями, требующими быть услышанными, превращая живопись в проповедь. Четвёртый складывает буквы и цифры в сложные математические узоры, пытаясь разгадать законы вселенной и зафиксировать её невидимые закономерности. Пятый превращает авторскую подпись в декоративный ритуал, делая текст частью композиционного строя.
Именно эта множественность подходов показывает, насколько по-разному аутсайдеры работают с визуальным языком. Они не следуют традициям и не опираются на готовые схемы — вместо этого каждый создаёт собственную логику, в которой текст и образ взаимодействуют по своим правилам. Это искусство, возникающее из личной необходимости, из внутреннего импульса, который нельзя выразить привычным способом. Такие художники часто работают в одиночку, без зрительской обратной связи, без институциональной поддержки — и именно это определяет абсолютную независимость их визуального высказывания. Каждая буква, каждый знак в их работах несёт в себе глубокое личное значение, которое зритель может только приблизительно интерпретировать.
Рубрикатор
1. Текст-повествование 2. Текст-скрипт 3. Текст-прокламация 4. Текст-система 5. Текст-орнамент 6. Заключение
Текст-повествование

Генри Дарджер (1892–1973) — одна из самых загадочных фигур в американском аутсайдерском искусстве. На протяжении большей части своей жизни он создавал обширный воображаемый мир через письмо и живопись. Герои в его историях — всегда дети, враги — всегда взрослые.
То, что отличает Дарджера, — это абсолютное слияние литературного нарратива и визуального образа. Его рисунки используют текст не как пояснение, а как интегральную часть события. Эти композиции похожи на комиксные панели, где текст и изображение развивают историю параллельно


Генри Дарджер «At Sunbeam Creek. Are with little girl refugees again in peril from forest fires. But escape this also, but half naked and in burned rags», 1940-50
У Дарджера подписи к работам — это одновременно названия и описания того, что происходит на картине, хотя не всегда удаётся полностью разобрать, что именно он имел в виду
Генри Дарджер «Gasonian, Poisonous Oceanic Blengin, Catherine Isles», 1930-50

Кен Граймс (род. 1947) на протяжении более сорока лет развивал уникальный стиль, сосредоточенный на темах внеземного контакта и космических совпадений. Его работы известны резкими чёрно-белыми композициями, где текст и изображение работают в тесном диалоге. Граймс внимательно копирует выдержки из своих любимых паранормальных теорий, одновременно добавляя собственные мнения и наблюдения
Кен Граймс, без названия 2006, без названия 2007, «Out of 200 Billion Stars», 2013
Его композиции часто разделены на две части: одна представляет собой «стену текста», напоминающую интенсивные научные заметки, другая — пиктографическую, с изображениями потрясающих инопланетных концепций. В этом случае текст не просто дополняет изображение, а становится своего рода дневниковой записью, где слово фиксирует момент озарения или гипотезы


Кен Граймс, обе работы без названия, 2006

Хотя Говард Финстер (1916–2001) в основном известен своей проповеднической функцией, отдельные его работы относятся к повествовательному жанру. В 1976 году, после божественного озарения, Финстер начал создавать тысячи работ, в которых он рассказывает визуальные истории, вдохновлённые его пророческими видениями


Говард Финстер «Howard Under the Weight of the World Olympics,» 1996. «Animals World», 1988
Говард Финстер, «Автопортрет (Говард в 1950), 1988
В середине 1980-х годов Говард Финстер неожиданно вышел за пределы галерей аутсайдерского искусства и попал в мейнстрим благодаря сотрудничеству с двумя легендарными рок-группами


Говард Финстер, обложки R.E.M. «Reckoning» (1984) и Talking Heads «Little Creatures» (1985)
В некоторых из его работ текст служит комментарием к происходящему на полотне — описывает видение, объясняет символику, раскрывает внутреннее значение изображения
Текст-скрипт

Джон Бьюниён Мюррей (1908–1988) в семьдесят лет, после особенно тяжёлого дня на работе, Мюррей пережил видение: ему казалось, что духовный орёл спустился с солнца. С этого момента Мюррей начал создавать картины и рисунки, покрытые тем, что он называл «spirit script» — духовным письмом; это был личный, непостижимый алфавит, который только он сам мог расшифровать. Мюррей верил, что его письмо исходит прямо от Святого Духа, и что каждая буква несёт магическую силу защиты и благословения


Джон Бьюниён Мюррей, обе без названия
Его работы представляют собой наслоения линий, знаков и символов, часто до полной неразборчивости. Мюррей не стремился к читаемости — напротив, его цель была создать визуальное воплощение духовной энергии. Он даже хранил рядом бутылку «святой воды» и верил, что если человек прочитает его письмо, глядя сквозь эту бутылку, он услышит послание от Бога
Джон Бьюниён Мюррей, без названия

Роял Робертсон (1936–1997) тяжело пережил уход жены с детьми и эта трагедия совпала с развитием у него паранойи и психических расстройств, которые постепенно трансформировались в мистические видения. Робертсон начал утверждать, что получает послания из космоса, видит будущее и предчувствует вторжение инопланетян
Календари Рояла Робертсона, все без названия, 1992-1996
Его творчество можно разделить на две стороны — буквально и фигурально. На одной стороне картины или календаря Робертсон создавал плотные текстовые композиции: библейские цитаты, личные наблюдения, пророчества и гневные выпады. На другой стороне — фантастические существа, космические корабли, драконы и мистические фигуры.
Дом Рояла Робертсона
Текст-прокламация

Упомянутый ранее Говард Финстер проповедовал на протяжении сорока лет, но заметил, что его слова люди забывают почти сразу же после проповеди. В попытке запечатлеть свои откровения, Финстер строил Paradise Garden — святое убежище из обломков и мусора, где каждый предмет был памятником Богу. А в 1976 году, когда он красил краской велосипед, на его пальце появилось пятно краски, которое приняло форму лица. Голос сказал ему: «Пиши священное искусство» (Paint sacred art). С этого дня Финстер посвятил себя живописи, создав более 46 991 работу за оставшиеся 25 лет жизни


Говард Финстер «Life is Up and Down», «The Dog’s Story of the Bible», 1975
Каждая картина Финстера была проповедью, он покрывал свои полотна плотным слоем текста — библейскими стихами, личными наблюдениями


Говард Финстер «The Out Sight Shores. Visions of Other Worlds.», 1991
Говард Финстер «I saw the Earth like a broken egg number 1000 and 75», 1979

Сестра Гертруда Морган (1900–1980) также пережила божественное откровение — в 1934 голос Бога велел ей: «Иди и проповедуй — расскажи миру!». Она проповедовала и пела, пока в 1956 году, в возрасте 56 лет, не начала рисовать. Морган не считала себя художницей. Но она расписывала всё, что попадалось под руку: двери, коробки от стирального порошка, поддоны из пенопласта, туалетную бумагу, гитарные кейсы, картонные мегафоны. Каждая поверхность становилась холстом для евангельского послания.
Сестра Гертруда Морган «John the Revelator» и «Highway I Saw in a Dream», 1956-1980
Морган часто подписывала свои картины различными духовными ролями: «Чёрный ангел», «Невеста Агнца», «Медсестра доктора Иисуса», «Пророчица вечного евангелия». Текст на её картинах — это не просто подписи, но декларации её духовного статуса и миссии


Сестра Гертруда Морган «Black Angel Known As Gertrude Morgan» и «Revelations», 1965
Сестра Гертруда Морган «Jesus Christ the Lamb of God and His Little Bride», 1960

Джесси Клайд Говард (1903–1983) был другим видом проповедника. Если Финстер использовал живопись как средство спасения, а Морган — как средство божественного служения, то Говард использовал текст как средство политического и идеологического протеста. Начиная с 1940-х годов Говард начал размещать по всему участку аккуратно расписанные вручную знаки, покрытые библейскими цитатами, политическими обвинениями против коммунизма и прогрессивизма, а также автобиографическими деталями.
Джесси Клайд Говард на своём участке
Его соседи были в ужасе. Они вандализировали его работы, оскорбляли его, а в 1952 году даже подали петицию о психиатрической госпитализации Говарда. Но Говард был неукротим. Используя библейские цитаты — особенно темы о «смешении языков» и «разделении земли» — он трансформировал свои личные обиды в апокалиптические пророчества.


Джесси Клайд Говард. Амулеты-таблички из серии «Sorehead Hill»
Текст-система

Джордж Вайднер (род. 1962) — американский художник-аутсайдер, обладающий редким даром синдрома саванта. Его мозг функционирует как суперкалькулятор, позволяя ему обрабатывать сложные математические последовательности с поразительной скоростью. Вайднер создаёт масштабные рисунки, календари и числовые сетки, которые представляют его теорию о том, как устроен мир — через скрытые геометрические паттерны и числовые закономерности. Он часто исследует катастрофы как «антропологический проект», анализирует даты кораблекрушений, авиакатастроф, природных бедствий в поисках скрытых паттернов, которые якобы могут предсказать будущие события.
Джордж Вайднер «Friday», 2009
Особенно известны его «магические временные квадраты» (magic time squares) — сетки, где числа заменены датами, которые суммируются в одинаковое значение по всем направлениям


Джордж Вайднер «Magic Circle 21.12.2012», 2012 и «Magic 5×5», 2017

Мелвин Уэй (1954–2024) родился в Южной Каролине и переехал в Нью-Йорк в 1970-х годах, намереваясь получить техническое образование и заниматься музыкой. Но диагноз шизофрении изменил его жизнь. Уэй оказался бездомным, но в середине 1980-х художник Эндрю Кастручи обнаружил его рисунки в приюте для бездомных и помог ему организовать первую выставку.
Работы Мелвина Уэя представляют собой гибрид скрипта, математических уравнений, научных формул и алхимических символов на обрывках найденной бумаги.


Мелвин Уэй, обе без названия, 2005
Используя шариковую ручку, Уэй покрывает каждый лист плотным слоем текста — химическими формулами, астрономическими обозначениями, музыкальными нотами, математическими вычислениями. Его подпись часто появляется на работах как «Melvin „Milky“ Way» — игра слов, которая превращает его имя в космическое явление
Мелвин Уэй, работы разных лет

Перл Бладвелт (1893–1987) — одна из наиболее загадочных фигур в американском аутсайдерском искусстве, потому что её работы были обнаружены только после её смерти. Она провела большую часть своей жизни в полной анонимности в маленьком городке в северо-восточной Пенсильвании, о которой почти ничего не известно. Бладвелт создавала рисунки, которые отличаются от работ Виденера и Уэя: её рисунки иногда похожи на чертежи или диаграммы — они показывают пространственные отношения предметов, их градации, систему хранения. Хотя о Бладвелт известно совсем немного, её работы уже вошли в коллекции MoMA и других престижных музеев.
Перл Бладвелт «Jewels and Lace», 1940
Текст в её произведениях — это прежде всего способ организации пространства. Подписи к предметам служат эстетическими элементами, конструирующими визуальный порядок, но одновременно — попыткой кодирования какой-то личной системы счисления или схемы организации реальности


Перл Бладвелт «Print Dress Goods» и «Store Shelves», 1940
Текст-орнамент

Уильям Лоуренс Хокинс (1895–1990) вырос на ферме, где ухаживал за животными, которых впоследствии регулярно изображал в своих картинах. Серьёзно начал рисовать в 1970-х годах. Он собирал выброшенные краски, старые доски, найденные материалы, используя их для своих работ. Его картины отличаются смелым использованием подписи как декоративного элемента. На полях его картин часто появляется его имя, часто многократно повторённое, иногда сбоку, иногда диагонально, как орнамент.
Уильям Хокинс «Billy James Theater», 1979
Подпись Хокинса — часть композиции, элемент, который ритмически организует пространство, обрамляя полотно


Уильям Хокинс «Red Dog Running #3», 1984 и «Three Horses», 1980е

Дэн Миллер (род. 1961) — калифорнийский художник с аутизмом, и он одержим конкретными объектами: лампочками, розетками, названиями городов, людей, числами, едой. Он берёт один объект — например, лампочку — и начинает его интенсивно рисовать, одновременно выписывая слово «лампочка» снова и снова, вслед за ним числа, которые ассоциируются с этим объектом в его внутреннем мире.
Дэн Миллер, без названия, 2009
Слои текста нарастают, буквы пересекаются, слова становятся неразборчивыми — текст переходит в абстракцию. Для этого Миллер использует несколько медиумов одновременно: карандаш, ручку, фломастер, краску и даже печатную машинку. Всё это наслаивается в сложную визуальную партитуру
Дэн Миллер, все работы без названия, 2018
Заключение
Пять подходов к использованию текста в аутсайдерском искусстве — от повествования к мистицизму, от проповеди к математике, от орнамента к свидетельству — демонстрируют, что слово в руках аутсайдера превращается в инструмент, который превосходит его изначальную коммуникативную функцию.
Для этих художников текст — это не просто средство сообщить информацию. Это способ рассказать истории, которые невозможно передать иным образом (Дарджер, Граймс), закодировать духовный опыт и защитить себя от враждебного мира (Мюррей, Робертсон), проповедовать и спасать грешников (Финстер, Морган, Говард), расшифровать космос через цифры и формулы (Вайднер, Уэй), утвердить авторство и видимость через декоративное и персональное письмо (Хокинс, Миллер, Дайал).
Каждый из этих художников развивал собственный язык, собственную визуальную грамматику, в которой текст становился материей реальности, способом превратить внутреннее в видимое, невыразимое в формальное. Их работы свидетельствуют о том, что убеждение в способности слова материализоваться, стать видимым, занять место в пространстве — это не просто художественный приём, а необходимость, глубоко укоренённая в человеческом опыте изоляции, видения, борьбы и трансцендентности.
Ricco/Maresca Gallery. «Ken Grimes. Text Messages.» 2020. https://www.riccomaresca.com/press/19-ken-grimes.-text-messages/ (дата обращения: 26.11.2025)
Grimes, Ken. «Ken Grimes: Text Messages.» The Paris Review, 2015. https://www.theparisreview.org/blog/2015/06/24/text-messages/ (дата обращения: 26.11.2025)
American Folk Art Museum. «Henry Darger.» Collection. https://collection.folkartmuseum.org (дата обращения: 26.11.2025)
Frey Museum. «Henry Darger: Highlights from the American Folk Art Museum.» 2006. https://fryemuseum.org/exhibitions/henry-darger-highlights-american-folk-art-museum (дата обращения: 26.11.2025)
Wikipedia. «Henry Darger.» 2004. https://en.wikipedia.org/wiki/Henry_Darger (дата обращения: 26.11.2025)
Magasin 3. «Henry Darger.» 2024. https://magasin3.com/en/exhibition/henry-darger-2/ (дата обращения: 26.11.2025)
Folk Art Museum. «IN THE REALMS OF HENRY DARGER.» 2014. https://folkartmuseum.org/content/uploads/2014/09/Curric_Darger.pdf (дата обращения: 26.11.2025)[6]
Hyde Park Art. «In Realms of the Unreal: The Life and Work of Henry Darger.» 2021. https://www.hydeparkart.org/exhibition-archive/in-realms-of-the-unreal-the-life-and-work-of-henry-darger/ (дата обращения: 26.11.2025)
The Folk Art Organization of Iowa. «Howard Finster: Image + Words = God.» https://www.tfaoi.org/aa/7aa/7aa30.htm (дата обращения: 26.11.2025)
The Folk Art Organization of Iowa. «Howard Finster: Image + Words = God.» https://www.tfaoi.org/aa/7aa/7aa30.htm (дата обращения: 26.11.2025)
Institute 193. «Exhibitions: Howard Finster.» 2017. https://www.institute193.org/exhibitions-howard-finster-ky (дата обращения: 26.11.2025)
Paradise Garden Foundation. «The Man of Vision.» 2023. https://paradisegardenfoundation.org/history/the-man-of-vision/ (дата обращения: 26.11.2025)
Cavin Morris Gallery. «J.B. Murray: Spirit Writing.» CV and Biography. https://cavinmorris.squarespace.com/s/Murray-JB-CV-38kf.pdf (дата обращения: 26.11.2025)
Case Auctions. «Lot 205: 3 J.B. Murray Outsider Art Works incl. Framed Spirit Writing.» 2022. https://caseantiques.com/item/lot-205-3-j-b-murray-outsider-art-works-incl-framed-spirit-writing/ (дата обращения: 26.11.2025)
Milena Olesinska Blog. «Outsider art John Bunion Murray.» 2021. http://milenaolesinska.blogspot.com/2018/02/outsider-art-john-bunion-murray.html (дата обращения: 26.11.2025)
Wikipedia. «John Bunion Murray.» 2014. https://en.wikipedia.org/wiki/John_Bunion_Murray (дата обращения: 26.11.2025)
Self-Taught Genius. «Untitled, John Bunion (J. B.) Murray.» 2014. http://selftaughtgenius.org/artworks/untitled-john-bunion-murray (дата обращения: 26.11.2025)[12]
Souls Grown Deep Foundation. «Royal Robertson.» Artist Profile. https://www.soulsgrowndeep.org/artist/royal-robertson (дата обращения: 26.11.2025)
Souls Grown Deep Foundation. «Royal Robertson.» Artist Profile. https://www.soulsgrowndeep.org/artist/royal-robertson (дата обращения: 26.11.2025)
IntuOutsiderArt. «Royal Robertson.» 1996. https://www.intuoutsiderart.com/rRobertson.html (дата обращения: 26.11.2025)
Outsider Art Now. «ROYAL ROBERTSON and his visions.» 2021. https://www.outsiderartnow.com/royal-robertson/ (дата обращения: 26.11.2025)
Christian Berst Gallery. «Prophet Royal Robertson.» 2016. https://christianberst.com/en/exhibitions/exhibition-210 (дата обращения: 26.11.2025)
The Folkaholic. «Howard Finster.» 2014. https://www.thefolkaholic.com/artd-f/howard-finster (дата обращения: 26.11.2025)
Paradise Garden Foundation. «The Man of Vision.» 2023. https://paradisegardenfoundation.org/history/the-man-of-vision/ (дата обращения: 26.11.2025)
Cedarhurst Center for the Arts. «R.E.M. & Talking Heads.» 2021. https://cedarhurst.org/r-e-m-talking-heads/ (дата обращения: 26.11.2025)
Raw Vision Magazine. «A Mission to Accomplish.» 2020. https://rawvision.com/blogs/articles/articles-mission-accomplish (дата обращения: 26.11.2025)[18]
Contemporary Art St. Louis. «Jesse Howard: Thy Kingdom Come.» 2015. https://camstl.org/exhibitions/jesse-howard-thy-kingdom-come/ (дата обращения: 26.11.2025)
The Jesus Question. «'Jesus is my air Plane'.» 2011. https://thejesusquestion.org/2011/11/07/jesus-is-my-air-plane/ (дата обращения: 26.11.2025)
Smithsonian American Art Museum. «Jesse Howard.» 2017. https://americanart.si.edu/artist/jesse-howard-7406 (дата обращения: 26.11.2025)
Hyperallergic. «The Museum of Everything.» 2012. https://hyperallergic.com/67932/the-museum-of-everything/ (дата обращения: 26.11.2025)
JLW Collection. «MORGAN, SISTER GERTRUDE.» 2023. https://www.jlwcollection.com/artists-1/morgan,-sister-gertrude (дата обращения: 26.11.2025)
The Johnson Collection. «Sister Gertrude Morgan.» 2023. https://thejohnsoncollection.org/gertrude-morgan/ (дата обращения: 26.11.2025)
The Keen Collection. «George Widener.» Artist Profile. 2018. https://www.thekeencollection.org/artists/103-george-widener/ (дата обращения: 26.11.2025)
Andrew Edlin Gallery. «George Widener — Artists.» Exhibition Archive. https://www.edlingallery.com/artists/george-widener (дата обращения: 26.11.2025)
Outsider Art Fair. «George Widener — Artists.» 2005. https://www.outsiderartfair.com/artists/george-widener/featured-works?view=thumbnails (дата обращения: 26.11.2025)
MAIZE. «The art of calculation — George Widener.» 2023. https://www.maize.io/cultural-factory/art-calculation-george-widener/ (дата обращения: 26.11.2025)
The Keen Collection. «George Widener.» 2018. https://www.thekeencollection.org/artists/103-george-widener/ (дата обращения: 26.11.2025)
We Make Money Not Art. «The artist with a super-computing mind.» 2016. https://we-make-money-not-art.com/the-artist-with-a-super-computing-mind/ (дата обращения: 26.11.2025)
Andrew Edlin Gallery. «Melvin Way — Artists.» 2023. https://www.edlingallery.com/artists/melvin-way (дата обращения: 26.11.2025)
Art Review. «Melvin Way, self-taught American artist, 1954–2024.» 2025. https://artreview.com/melvin-way-self-taught-american-artist-1954-2024/ (дата обращения: 26.11.2025)
Christian Berst Gallery. «Melvin Way — art brut.» 2025. https://christianberst.com/en/artists/melvin-way (дата обращения: 26.11.2025)
Art Review. «Melvin Way, self-taught American artist, 1954–2024.» 2025. https://artreview.com/melvin-way-self-taught-american-artist-1954-2024/ (дата обращения: 26.11.2025)
Andrew Edlin Gallery. «Melvin Way — Artists.» 2023. https://www.edlingallery.com/artists/melvin-way (дата обращения: 26.11.2025)
Outsider Art Fair. «Pearl Blauvelt — Artists.» 2007. https://www.outsiderartfair.com/artists/pearl-blauvelt/featured-works?view=thumbnails (дата обращения: 26.11.2025)
Andrew Edlin Gallery. «Pearl Blauvelt — Artists.» 2007. https://www.edlingallery.com/artists/pearl-blauvelt (дата обращения: 26.11.2025)
Meer. «Pearl Blauvelt.» 2020. https://www.meer.com/en/60473-pearl-blauvelt (дата обращения: 26.11.2025)
Elephant Magazine. «February’s New York City Art Crawl.» 2020. https://elephant.art/february-new-york-city-art-crawl/ (дата обращения: 26.11.2025)[33]
Artnet. «William Hawkins.» Artist Profile. 2025. https://www.artnet.com/artists/william-l-hawkins/ (дата обращения: 26.11.2025)
American Folk Art Museum. «William L. Hawkins — Works.» Collection. https://collection.folkartmuseum.org/people/1199/william-l-hawkins/objects (дата обращения: 26.11.2025)
Hyperallergic. «Looking Back on William Hawkins, the Outsider Artist Who…» 2018. https://hyperallergic.com/442767/william-hawkins-imaginative-geography-columbus-museum-of-art/ (дата обращения: 26.11.2025)
Art and Antiques Magazine. «William L. Hawkins: A Geographer of the Imagination.» 2018. https://www.artandantiquesmag.com/william-hawkins/ (дата обращения: 26.11.2025)
Artnet Magazine. «william hawkins: outsider, now very in.» 2023. http://www.artnet.com/magazine_pre2000/features/karlins/karlins10-30-97.asp (дата обращения: 26.11.2025)
Ricco/Maresca Gallery. «William Hawkins (1895 — 1990).» 2019. https://www.riccomaresca.com/viewing-room/118-william-hawkins-1895-1990-online-exclusive-feature-series-no.-3/ (дата обращения: 26.11.2025)[37]
Andrew Edlin Gallery. «Dan Miller: Large Works, 2015-2021.» Exhibition. 2022. https://www.edlingallery.com/exhibitions/dan-miller-large-works-2015-2021 (дата обращения: 26.11.2025)
Andrew Edlin Gallery. «Dan Miller — Featured Works.» Artists. https://www.edlingallery.com/artists/dan-miller/featured-works?view=slider (дата обращения: 26.11.2025)
Outsider Art Fair. «Dan Miller — Artists.» 2010. https://www.outsiderartfair.com/artists/dan-miller (дата обращения: 26.11.2025)
Gallifet Art Center. «Dan Miller — Artist.» 2011. https://www.hoteldegallifet.com/en/p/54/dan-miller (дата обращения: 26.11.2025)
Christian Berst Gallery. «Dan Miller — art brut.» 2025. https://christianberst.com/en/artists/dan-miller (дата обращения: 26.11.2025)
Garden and Gun. «Bringing Home Thornton Dial.» 2023. https://gardenandgun.com/articles/bringing-home-thornton-dial/ (дата обращения: 26.11.2025)
Hauser & Wirth. «Thornton Dial — The Visible and the Invisible.» 2024. https://www.hauserwirth.com/hauser-wirth-exhibitions/thornton-dial-the-visible-and-the-invisible/ (дата обращения: 26.11.2025)
The Johnson Collection. «Thornton Dial.» 2023. https://thejohnsoncollection.org/thornton-dial/ (дата обращения: 26.11.2025)
Howard Finster «What Is the Soul of Man» (1976) https://high.org/collection/what-is-the-soul-of-man/
David Berglund, фото Генри Дарджера (1971) https://birdinflight.com/wp-content/uploads/2019/05/henry_darger.jpg
Henry Darger «At Sunbeam Creek. Are with little girl refugees again in peril from forest fires. But escape this also, but half naked and in burned rags» https://media.newyorker.com/photos/5cc7135284305f1e3d7cef7f/master/w_1280,c_limit/GOAT-Henry-Darger-1-2400.jpg
Henry Darger «At Sunbeam Creek. Are with little girl refugees again in peril from forest fires. But escape this also, but half naked and in burned rags»https://folkartmuseum.org/content/uploads/2017/11/2004.1.2_b.jpg
Henry Darger «Spangled Bleng in All Nations of Christian Nature. Child Headed All Islands Of Every Sea» https://images-prod.anothermag.com/1024/azure/another-prod/0/8/8948.jpg
Alejandra Russi, фото Кена Граймса https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1400,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto/ws-artlogicwebsite0078/usr/images/artists/artist_image/items/07/079a1b6426cd44e5922c3b0f1240264d/kg.jpg
Ken Grimes «Out of 200 Billion Stars» (2013) https://artlogic-res.cloudinary.com/w_1600,h_1600,c_limit,f_auto,fl_lossy,q_auto/artlogicstorage/riccomaresca/images/view/967d5880ef7341af2dcca57174ae65dc/ricco-maresca-ken-grimes-out-of-200-billion-stars-2013.jpg