Original size 1140x1600

Хрущевки как исторический дизайн-проект

PROTECT STATUS: not protected
2

Хрущевка — не просто типовое жилье. Это примета и феномен времени, целая эпоха советской архитектуры.

А что, если…

… взглянуть на эти здания через призму других исторических стилей?

Этот проект предлагает необычный эксперимент: представить знакомые пятиэтажки в четырех различных архитектурных направлениях, каждое из которых оставило яркий след в истории российской архитектуры.

От пышного русского стиля конца XIX века, черпавшего вдохновение в национальных традициях, через революционный авангард 1920-х, до роскошного ар-деко 1930-х годов и минималистичной эстетики оттепели —

— каждая эпоха привносит свой уникальный характер в облик типовой застройки.

Этим визуальным экспериментом я хочу продемонстрировать пластичность архитектурной формы, а также предлагаю задуматься о том, как политические и культурные изменения в обществе влияют на облик городской среды, и как одно и то же пространство может быть переосмыслено через различные художественные концепции.

1. Проект «Неорусская хрущевка»

1850-1910-е

Период 1850-1910-х годов в русской архитектуре и декоративно-прикладном искусстве отмечен удивительным феноменом — возрождением национальных традиций в новом, переосмысленном виде. Это время, когда Россия искала свой уникальный путь в искусстве, балансируя между западными влияниями и собственным богатейшим наследием.

big
Original size 945x653

Терем Царицы в Коломенском Год создания: 1667 Автор: неизвестные русские мастера Источник: Музей-заповедник «Коломенское», Москва

Русский стиль этого периода характеризуется несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, это обращение к древнерусскому узорочью XVII века — пышному декоративному стилю, где здание буквально покрывалось резьбой и узорами. Во-вторых, использование яркой полихромной палитры, где красный цвет часто выступает доминантой, а белый и золотой служат для создания контраста и подчеркивания деталей. В-третьих, активное использование традиционных архитектурных элементов: кокошников, наличников, килевидных завершений, узорчатых колонок-дудочек.

Original size 1024x682

Здание Государственного исторического музея Год создания: 1875-1881 Автор: архитектор В. О. Шервуд Источник: Красная площадь, Москва

Особенно вдохновляет в этом периоде умение мастеров органично соединять монументальность с детальной проработкой декора. Каждый элемент, будь то наличник окна или орнаментальный пояс, становится частью общего художественного замысла. Впечатляет также разнообразие используемых орнаментальных мотивов: от строгих геометрических узоров до пышных растительных композиций.

Original size 1600x800

Дом Игумнова Год создания: 1888-1892 Автор: архитектор Н. И. Поздеев Источник: ул. Большая Якиманка, 43, Москва

В выбранных источниках вдохновения особенно привлекает цветовое решение Храма Спаса на Крови с его многоцветными куполами и мозаиками, декоративное убранство Исторического музея, где красный кирпич сочетается с белокаменной резьбой, а также изящество деталей Дома Игумнова, где русский стиль органично переплетается с модерном.

Original size 1280x806

Храм Спаса на Крови Год создания: 1883-1907 Автор: архитектор А. А. Парланд Источник: наб. канала Грибоедова, 2Б, Санкт-Петербург

Этот период демонстрирует уникальное явление в истории архитектуры — когда национальные традиции не просто копировались, а творчески переосмыслялись, создавая новый художественный язык, актуальный и сегодня. Именно это качество — способность адаптировать исторические формы к современным задачам — делает русский стиль особенно интересным для современных интерпретаций.

Проект «Неорусская хрущевка» представляет собой смелый эксперимент по переосмыслению типовой советской архитектуры через призму русского стиля второй половины XIX века. Основная идея заключается в том, чтобы превратить утилитарное здание в произведение искусства, наполненное культурными смыслами и историческими отсылками.

Original size 2000x721

Неорусская хрущевка

За основу взята классическая пятиэтажная хрущевка серии 1-464, чья простая геометрия становится холстом для богатого декоративного оформления. Главным вызовом проекта стало соблюдение баланса между историческими референсами и современным прочтением русского стиля, чтобы избежать прямого копирования и создать актуальный архитектурный образ.

Цветовое решение фасада построено на традиционной для русского стиля палитре: основной терракотово-красный цвет символизирует связь с краснокирпичной архитектурой XIX века (как в здании Исторического музея), а белый и золотой цвета используются для акцентирования архитектурных деталей. Добавление изумрудно-зеленых элементов создает перекличку с цветовой гаммой храмовой архитектуры.

Декоративное оформление фасада организовано по принципу трехчастного деления: более насыщенный декором первый этаж, основная часть здания и венчающий карниз. Между этажами расположены орнаментальные пояса, вдохновленные узорами Теремного дворца. Окна обрамлены стилизованными наличниками с кокошниками, что создает ритмичную структуру фасада. Простенки между окнами декорированы плоскими пилястрами с геометрическим орнаментом.

Original size 2000x1125

Неорусская хрущевка

Особое внимание уделено входной группе, которая решена в виде портала с килевидным завершением — характерным элементом древнерусской архитектуры. Торцы здания украшены крупномасштабным растительным орнаментом, интерпретирующим традиционные мотивы в современной графической манере.

Важным аспектом проекта является использование современных технологий и материалов. Все декоративные элементы предполагается выполнить с помощью фасадной росписи и накладных элементов из современных композитных материалов, что обеспечит долговечность и экономичность решения.

Проект демонстрирует, как исторические стилевые элементы могут быть органично интегрированы в типовую советскую архитектуру, создавая новый художественный образ, который одновременно обращается к культурной памяти и соответствует современным эстетическим запросам. Это попытка показать, что массовая застройка может быть преобразована в уникальные архитектурные объекты, насыщенные культурными смыслами и историческими референсами.

2. Проект «Супрематическая хрущевка»

1915-1930-е

Период 1915-1930-х годов стал революционным переломом не только в политической жизни России, но и в искусстве. Авангард, появившийся в эти годы, полностью переосмыслил представления о форме, пространстве и функции в архитектуре и дизайне. Это было время дерзких экспериментов, когда художники и архитекторы стремились создать принципиально новый визуальный язык, соответствующий духу революционных преобразований.

Original size 960x639

Дом Мельникова Год создания: 1927-1929 Автор: архитектор К. С. Мельников Источник: Кривоарбатский переулок, 10, Москва

Супрематизм Малевича и конструктивизм стали двумя главными направлениями, определившими облик авангарда. Супрематизм предложил новую эстетику чистых геометрических форм, построенных на взаимодействии простейших элементов — квадрата, круга, креста. Конструктивизм же развил эти идеи в архитектуре, создав уникальный стиль, где форма следует за функцией, а красота определяется конструктивной логикой.

Original size 2852x1968

Клуб имени Русакова Год создания: 1927-1928 Автор: архитектор К. С. Мельников Источник: ул. Стромынка, 6, Москва

Особенно впечатляет в этом периоде смелость художественных решений. Архитекторы и дизайнеры того времени не боялись экспериментировать с асимметрией, динамическими композициями, необычными сочетаниями форм. Они создавали объекты, которые даже сегодня выглядят ультрасовременно.

Original size 1820x840

Картина «Супрематическая композиция» Год создания: 1916 Автор: Казимир Малевич Источник: Музей современного искусства, Нью-Йорк

В выбранных источниках вдохновения привлекает геометрическая чистота форм Дома Мельникова, динамичная композиция клуба Русакова, радикальный минимализм супрематических работ Малевича и смелая инженерная мысль проекта Татлина. Каждый из этих объектов демонстрирует разные грани авангарда — от функциональной архитектуры до чистого художественного эксперимента.

Original size 1248x624

Проект памятника III Интернационалу Год создания: 1919-1920 Автор: Владимир Татлин Источник: макет в Третьяковской галерее, Москва

Этот период особенно интересен тем, что созданный тогда художественный язык оказался универсальным и вневременным. Принципы, сформулированные авангардистами, до сих пор активно используются в современном дизайне и архитектуре.

Проект «Супрематическая хрущевка» представляет собой радикальный эксперимент по трансформации типовой архитектуры в духе русского авангарда. Концепция строится на идее превращения утилитарного жилого здания в динамическую композицию, вдохновленную супрематизмом Малевича и конструктивистскими принципами.

Original size 2000x592

Супрематическая хрущевка

Основой композиционного решения становится контраст между строгой геометрией существующего здания и наложенными на нее динамическими супрематическими формами. Фасад превращается в трехмерное художественное полотно, где простые геометрические фигуры — квадраты, прямоугольники, треугольники и линии — создают сложную пространственную композицию.

Цветовое решение основано на классической супрематической палитре: черный, красный, белый становятся основными цветами, а синий и желтый используются как акценты. Эти цвета не просто окрашивают поверхности, но формируют пространственные планы, создавая иллюзию движения форм в пространстве. Крупные цветовые плоскости пересекаются с геометрическими элементами, нарушая монотонность типовой застройки.

Особое внимание уделено работе с оконными проемами. Вместо того чтобы скрывать регулярную сетку окон, проект использует ее как часть композиции. Простенки между окнами превращаются в динамические элементы, объединяющие различные части фасада. Некоторые окна включаются в более крупные геометрические формы, создавая эффект многослойности композиции.

Original size 2000x1125

Супрематическая хрущевка

Входная группа решена как отдельная пространственная композиция, где геометрические формы словно выступают из плоскости фасада, формируя объемный портал. Это решение отсылает к знаменитым конструктивистским клубам Мельникова с их выразительными входными зонами.

Торцы здания трактуются как самостоятельные супрематические композиции, где крупные геометрические формы создают эффект движения и напряжения. Они становятся акцентными точками, видимыми с дальних точек обзора.

Технически проект предполагает использование современных фасадных красок и материалов, способных передать чистоту и интенсивность цвета, характерную для супрематических композиций. Важным аспектом является точность геометрии и качество покраски, необходимые для создания эффекта «парящих» в пространстве форм.

Этот проект демонстрирует, как радикальные художественные идеи русского авангарда могут быть применены к типовой архитектуре, создавая новое качество городской среды. Он превращает обычную хрущевку в арт-объект, который не только привлекает внимание, но и создает новые смысловые связи между историческим авангардом и современным городским контекстом.

3. Проект «Ар-деко хрущевка»

1930-50-е

Период 1930-50-х годов знаменует собой удивительную трансформацию в архитектуре и дизайне. Ар-деко, пришедший на смену авангардным экспериментам, соединил в себе монументальность, роскошь и геометрическую четкость форм. Этот стиль стал идеальным выражением эпохи — времени индустриального оптимизма и веры в прогресс.

Original size 1500x1000

Здание Центрального телеграфа Год создания: 1927-1929 Автор: И. И. Рерберг Источник: Тверская улица, 7, Москва

Особенно впечатляет в ар-деко его способность сочетать, казалось бы, несочетаемое: строгую геометрию и декоративность, монументальность и изящество, традиционные мотивы и современные технологии. В отличие от более раннего модерна или позднего модернизма, ар-деко не боялся быть одновременно функциональным и декоративным.

Original size 1280x838

Гостиница «Москва» (историческое здание) Год создания: 1932-1935 Авторы: А. В. Щусев, Л. И. Савельев, О. А. Стапран Источник: Охотный Ряд, 2, Москва

В выбранных источниках вдохновения особенно привлекает использование ритмических элементов в оформлении фасадов Центрального телеграфа, величественная простота форм гостиницы «Москва», геометрическая пластика Театра Красной Армии и изысканный декор станции «Маяковская». Каждый из этих объектов демонстрирует разные грани стиля ар-деко — от строгой монументальности до утонченной декоративности.

Original size 1453x756

Театр Красной Армии Год создания: 1934-1940 Авторы: К. С. Алабян, В. Н. Симбирцев Источник: Суворовская площадь, 2, Москва

Этот стиль уникален своим отношением к орнаменту и декору. В отличие от более ранних стилей, где орнамент часто имел символическое значение, в ар-деко он становится частью общей композиционной структуры, создавая ритм и подчеркивая архитектонику здания. Геометрические узоры, ступенчатые формы, зигзаги и солнечные лучи — все эти элементы создают особый визуальный язык, который остается актуальным и сегодня.

Original size 1200x814

Станция метро «Маяковская» Год создания: 1938 Автор: А. Н. Душкин Источник: Москва, станция метро «Маяковская»

Проект «Ар-деко хрущевка» представляет собой попытку привнести элегантность и монументальность стиля ар-деко в типовую советскую архитектуру. Основная идея заключается в том, чтобы трансформировать утилитарное здание в выразительный архитектурный объект, сочетающий геометрическую четкость с декоративным богатством.

Original size 1920x1080

Ар-деко хрущевка

Композиционное решение фасада строится на принципе вертикального членения, характерного для ар-деко. Простенки между окнами трактуются как пилястры, объединяющие этажи в вертикальные группы. Это придает зданию визуальную устремленность вверх, преодолевая приземистый характер типовой пятиэтажки.

Цветовое решение основано на благородной сдержанной палитре: основной цвет фасада — теплый серо-бежевый, дополненный оттенками бронзы и состаренного золота. Акценты выполняются в глубоком синем и приглушенном бордовом цветах. Такое колористическое решение придает зданию торжественность и элегантность.

Особое внимание уделено декоративным элементам. Межоконные простенки украшаются характерными для ар-деко геометрическими орнаментами. Над окнами последнего этажа размещаются декоративные панели с классическими мотивами ар-деко советской эпохи — расходящимися лучами и концентрическими окружностями.

Original size 1920x1080

Ар-деко хрущевка

Торцы здания украшаются крупномасштабным геометрическим узором, построенным на сочетании прямых линий и дуг. Этот узор, выполненный в технике фасадной росписи, создает эффект рельефа и добавляет зданию монументальности.

В проекте большое внимание уделено деталям: оконные откосы получают бронзовое обрамление, на углах здания появляются характерные для ар-деко ступенчатые элементы, между этажами проходят декоративные пояса с меандром.

Техническое решение предполагает использование современных фасадных красок с металлическим эффектом для создания характерного для ар-деко благородного блеска. Рельефные элементы выполняются с помощью накладных деталей из современных композитных материалов, что обеспечивает долговечность и экономичность решения.

Проект демонстрирует, как стилистические приемы ар-деко могут преобразить типовую городскую архитектуру. При этом ар-деко позволяет сохранить строгость и геометричность форм, что делает решение уместным и в современном городском контексте.

4. Проект «Хрущевка оттепели»

1960-80-е

Период 1960-80-х годов в советском дизайне отмечен синтезом модернистских идей с национальным своеобразием. Эпоха «оттепели» принесла свежий взгляд на архитектуру и дизайн, освободив их от излишней декоративности сталинского периода, но сохранив при этом человечность и теплоту.

Original size 1453x756

Дворец пионеров на Ленинских горах Год создания: 1962 Авторы: В. С. Егерев, В. С. Кубасов, Ф. А. Новиков Источник: Косыгина ул., 17, Москва

Особенно впечатляет в этом периоде умение создавать выразительные образы минимальными средствами. Архитекторы и художники мастерски использовали простые геометрические формы, фактуры материалов, цвет и свет для создания запоминающихся решений. Характерной чертой стало активное использование монументально-декоративного искусства — мозаик, рельефов, витражей — которые органично вплетались в архитектуру.

Original size 1080x772

Кинотеатр «Россия» Год создания: 1961 Авторы: Ю. Н. Шевердяев, Э. А. Гаджинская Источник: Пушкинская площадь, 2, Москва

В выбранных источниках вдохновения особенно привлекает легкость и динамичность форм Дворца пионеров, ритмическая структура фасада кинотеатра «Россия», яркая образность мозаичных панно и смелость художественных решений олимпийских объектов. Каждый из этих примеров демонстрирует особое качество советского модернизма — способность создавать запоминающиеся образы при помощи простых, но выразительных средств.

Original size 1200x800

Мозаики советского модернизма Год создания: 1960-е Автор: Ю. К. Королев (и другие художники-монументалисты) Источник: различные здания Москвы периода 1960-х годов

Этот период интересен своим оптимистическим взглядом в будущее, верой в прогресс и человека, что отразилось в использовании новых материалов и технологий, в смелых конструктивных решениях и ярких художественных образах.

Original size 1920x1213

Олимпийские объекты в Москве Год создания: 1975-1980 Авторы: различные архитекторы Источник: спортивный комплекс «Олимпийский» и другие объекты Олимпиады-80

Проект «Хрущевка оттепели» представляет собой интерпретацию типовой хрущевки в духе оптимистичного советского модернизма 1960-х годов. Главная идея заключается в создании яркого, динамичного образа, характерного для архитектуры «оттепели», с использованием художественных приемов того времени — геометрической абстракции, монументальной живописи и контрастных цветовых решений.

Original size 1280x720

Хрущевка оттепели

Основой композиционного решения становится крупное мозаичное панно, выполненное в характерной для 1960-х годов стилистике. Сюжет панно строится на космической теме — одной из ключевых для того периода. Абстрактная композиция с изображением взлетающей ракеты, звезд и орбит создается с помощью современной фасадной росписи, имитирующей технику мозаики.

Цветовое решение основного фасада построено на контрасте больших цветовых плоскостей. Базовый светло-серый цвет стены дополняется крупными геометрическими вставками насыщенных цветов — небесно-голубого, солнечно-желтого. Эти цвета, характерные для палитры 1960-х, создают оптимистичное, жизнерадостное настроение.

Балконы трактуются как самостоятельные композиционные элементы: их торцы становятся цветными акцентами, а ограждения получают геометрический рисунок в стиле 1960-х.

Original size 1280x720

Хрущевка оттепели

Важным элементом проекта становится типографика — номер дома и название улицы выполняются характерным для 1960-х шрифтом и становятся частью общей композиции фасада.

Проект демонстрирует, как художественные приемы советского модернизма могут быть применены к типовой архитектуре, создавая яркий, запоминающийся образ, созвучный оптимистичному духу эпохи «оттепели». При этом решение остается актуальным и современным, органично вписываясь в существующий городской контекст.

Этот эксперимент ставит важный вопрос о взаимосвязи архитектуры и времени. Он демонстрирует, как одна и та же архитектурная форма может обретать совершенно разное звучание в зависимости от эпохи и культурного контекста, напоминая нам о том, что архитектура — это всегда диалог между функцией и эстетикой, между прошлым и настоящим.

Bibliography
Show
1.

Бархин, М. Г. Архитектура и город. Проблемы развития советского зодчества / М. Г. Бархин. — Москва: Наука, 1979. — 224 с.

2.

Иконников, А. В. Архитектура Москвы. XX век / А. В. Иконников. — Москва: Московский рабочий, 1984. — 222 с.

3.

Меерович, М. Г. Рождение и смерть жилищной кооперации: жилищная политика в СССР 1924–1937 гг. / М. Г. Меерович. — Иркутск: Изд-во ИрГТУ, 2004. — 274 с.

4.

Хан-Магомедов, С. О. Супрематизм и архитектура (проблемы формообразования) / С. О. Хан-Магомедов. — Москва: Архитектура-С, 2007. — 520 с.

5.

Хмельницкий, Д. С. Архитектура Сталина. Психология и стиль / Д. С. Хмельницкий. — Москва: Прогресс-Традиция, 2007. — 376 с.

6.

Васильев, Н. Ю. Московский модернизм 1955–1970 гг. / Н. Ю. Васильев, Е. Б. Овсянникова. — Москва: Татлин, 2019. — 312 с.

7.

Стригалев, А. А. Русский модерн / А. А. Стригалев, С. В. Хачатуров. — Москва: Арт-Родник, 2008. — 416 с.

8.

Паперный, В. З. Культура Два / В. З. Паперный. — Москва: Новое литературное обозрение, 2016. — 416 с.

9.

Былинкин, Н. П. История советской архитектуры (1917-1954) / Н. П. Былинкин, В. Н. Калмыкова. — Москва: Стройиздат, 1985. — 256 с.

10.

Броновицкая, А. Ю. Москва: архитектура советского модернизма 1955-1991 / А. Ю. Броновицкая, Н. С. Малинин. — Москва: Garage, 2016. — 328 с.

Хрущевки как исторический дизайн-проект
2
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more