Original size 2280x3200

«Скромный апофеоз» — фигура заказчика в искусстве

PROTECT STATUS: not protected
This project is a student project at the School of Design or a research project at the School of Design. This project is not commercial and serves educational purposes
The project is taking part in the competition

Концепция

Рассматривать произведение искусства как чистейший художественный порыв, игнорируя экономические и социальные факторы, — значит существенно обеднить контекст, в рамках которого создавалась оное. Без должного внимания к аспектам духовной и общественной жизни становится весьма затруднительно понять причинно-следственные связи, приведшие к появлению работы. Одним из таких важных факторов является заказчик, на фигуре которого данное исследование сосредоточится.

Основным материалом для изучения стала религиозная живопись итальянского Возрождения. В этот период связь между заказчиком и исполнителем, особенно хорошо прослеживается. Наследие Ренессанса богато письменными свидетельствами о том, как клиент определял отдельные технические и формальные характеристики произведения, такие как используемые краски, композиция, сюжет (см. Майкл Баксандалл. «Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля»), что можно рассматривать как прямое влияние, но косвенное присутствие заказчика. Однако сегодня нам хотелось бы рассмотреть именно прямое присутствие фигуры донатора, то есть фигуры в буквальном значении слова, которая появляется непосредственно в произведении. Поэтому, чтобы точнее выразить основной предмет интереса данного исследования, важно отметить, что в фокусе нашего внимания будут работы, написанные по мотивам Священного Писания или событий из житий святых. В отличие от самостоятельного портрета, в этом случае появление на картине или фреске изображения заказчика воспринимается куда острее, и может многое рассказать о тогдашнем отношении к искусству и вере, равно как и об их роли.

Иными словами, предметом нашего интереса становится не просто фигура заказчика, а именно желание оного «проникнуть» в священную историю, стать частью минувших великих событий, связаться с сакральным. О том, каким способом это желание удовлетворялось, и как эти способы развивались и менялись, и пойдёт речь.

Таким образом главной темой исследования выступают проявления «неистребимого религиозного инстинкта: приблизиться лично или посредством своего изображения к божеству», как это формулирует Аби Варбург в статье «Искусство портрета и флорентийское общество». Не так часто обсуждаемое, но столь специфичное желание заказчика при жизни прикоснуться к божественному можно рассматривать, как частное проявление одной из главных характеристик всей ренессансной эстетики, которую можно назвать«стихийным индивидуализмом» или «титанизмом» (А. Ф. Лосев «Эстетика Возрождения»).

Выбор временных рамок с XIV по XVI вв. позволяет не только захватить в полном объёме развитие живописных традиций итальянского Возрождения, но даёт возможность проследовать за идущим с ним под руку изменением той роли, которая отдаётся заказчику. Другими словами, мы можем наблюдать за ростом влиятельности фигуры донатора, о чём свидетельствует разнообразие манер и принципов, по которым оная может быть вписана в изображение.

В рамках исследования работы классифицированы по «степени наглости», с которой донатор вторгается в сакральные сюжеты, что можно трактовать как разные уровни интенсивности проявления упомянутого ранее «титанизма».

Скромное присутствие

В качестве открывающей этот раздел работы был выбран триптих Джованни Беллини. Это единственное во всём исследовании произведение, в котором не изображён непосредственно донатор. Однако Все святые являются тёзками членов семьи-заказчика (Пезаро), представляя таким образом своеобразный переход от косвенного присутствия к прямому. Этот приём можно рассматривать и как относительную скромность (поскольку портрета донатора нету), так и наоборот как более уверенный шаг к апофеозу, поскольку его можно трактовать как практически отождествление со святыми.

Original size 2101x2048

Джованни Беллини. Триптих Фрари (Мадонна с младенцем и святыми),
 1488 г.
 Дерево, масло.

В дальнейшем мы сосредотачиваемся непосредственно на фигурах донаторов. В следующих работах они занимают мало места и изображаются значительно в меньших размерах, нежели святые образы, которым они смиренно поклоняются. Помимо иерархии, выраженной соотношением размеров, мы видим, что донатор даже в рамках самого изображения помещен как бы отдельно от божества и находится «в другой плоскости».

Original size 1778x2677

Якопо Беллини.
 Мадонна смирения с принцем дома Эсте,
 1425–50 гг. 
Дерево, масло.

Original size 1700x2609

Таддео ди Бартоло.
 Мадонна с младенцем, четырьмя ангелами и донаторами,
 1390 г.
 Дерево, темпера.

Original size 1992x2287

Джованни да Болонья.
 Мадонна смирения и члены братства Scuola Grande di San Giovanni Evangelista
, 1377–89 гг. Дерево, темпера.

Отдельным случаем «скромности» можно считать коллективное изображение донаторов (например членов ордена), что дополнительно отодвигает внимание от отдельно взятой личности. В дальнейшем мы сможем увидеть, как-то же коллективное изображение будет играть роль прямо противоположную.

Original size 1705x2600

Николо ди Пьетро. 
Мадонна с младенцем, англеами и донатором
1394 г.
 Дерево, темпера.

Original size 1295x1769

Николо ди Пьетро.
 Коронация Девы Марии
, 1410-е гг.
 Дерево, темпера.

Original size 1755x2048

Джентиле да Фабриано.
 Мадонна на троне с Младенцем, со святыми и донатором. 
1395 г. 
Дерево, темпера.

Original size 1600x2326

Чима да Конельяно. 
Святое собеседование, 1490 г.
 Холст, масло.

Специально уменьшенные фигуры донаторов можно рассматривать как проявление изобразительного языка византийского искусства, иконописи и проторенессанса, то есть связать его с более ранними живописными традициями.

Иначе говоря, напрашивается тезис, что чем натуралистичнее манера изображения, тем менее умозрительна живопись, и соответсвенно тем соразмерней будет фигура донатора.

Однако это правило находит исключение в работе Джованни Беллини, на которой донаторы по-прежнему несопоставимо меньше святых.

Соразмерность

Следующей стадией ухода от скромности к апофеозу становится изображение донаторов соразмерно со святыми. Таким образом миры, в которых они существуют начинают постепенно совмещаться, то есть происходит в известном смысле сближение с божеством. Рост нескромности очевиден и банально в увеличении площади, отведённой фигуре заказчика. Тем не менее на следующих работах, донаторы по прежнему не до конца интегрированы в сюжет: они смиренно поклоняются образу и всецело охвачены созерцанием. Мы не наблюдаем их прямого взаимодействия со святыми, между ними остаётся своеобразная невидимая стена.

Original size 1269x2047

Мазаччо.
 Святая Троица,
 1426–28 гг. 
Фреска.

Original size 1883x2346

Пьеро делла Франческа.
 Святой Иероним с донатором, 
1450-е гг.
 Дерево, темпера.

Original size 1573x1600

Фра Беато Анджелико. 
Мадонна с младенцем со святыми и донатор,
1446–49 гг.
 Дерево, темпера.

Original size 1365x2047

Джованни Санти.
 Мадонна с младенцем и святыми. 
1484 г.
 Дерево, темпера.

Original size 2141x1573

Чима да Конельяно.
 Мадонна с младенцем и донатор.
 1492–94 гг.
 Дерево, масло.

На данной работе Дима да Конельяно уже намечена следующая фаза сближения: переход он созерцания к взаимодействию. Благославляющий жест Младенца обращён не ко зрителю, а непосредственно к донатору, то есть тот становится видимым для божества.

Original size 2168x1310

Витторе Карпаччо. 
Святое семейство и донаторы,
1505 г. 
Дерево, масло.

В качестве наглядного образца роста фигуры заказчика можно рассмотреть её изменение на примере одного из самых распространенных сюжетов католического изобразительного искусства — «Мадонны милосердия». Это так же является примером более прямого взаимодействия Святого и заказчика, посколько тот становится объектом защиты.

0
  1. Липпо Мемми. 
Мадонна Милосердия,
 1308 г. 
Дерево, темпера.
  2. Пьеро делла Франческа. 
Мадонна Милосердия,
 1445 г.
 Дерево, темпера.
  3. Доменико Гирландайо.
 Мадонна Милосердия,
 1472 г. 
Фреска.

От созерцания к взаимодействию

На следующих изображениях вторжение донаторов в Священную Историю уже куда более прямое и «наглое», мы можем наблюдать непосредственное взаимодействие между Святыми и поклоняющимися.

Original size 960x1501

Тициан Вечеллио.
 Мадонна Пезаро,
 1519—26 гг. 
Дерево, масло.

Святой Франциск, обратив свой взгляд к Христу, прямо указывает на семью Пезаро.

Original size 3060x2310

Тициан Вечеллио. 
Святое собеседование Бальби, 
1513 г.
 Холст, масло.

Аналогичным образом здесь Святой Доминик как будто лично привёл донатора поклониться Мадонне с Младенцем.

Original size 1200x1219

Тициан Вечеллио.
 Полиптих Аверольди,
 1520–22 гг.
 Дерево, масло.

Здесь Святой Цельсий так же прямо обращается к донатору, оказываясь вместе с ним в одном метафизическом мире, где они наблюдают Благовещение, Воскресение и мученичество Святого Себастьяна.

Original size 1293x1876

Пьеро делла Франческа. 
Алтарь Монтефельтро,
 1472–74 гг.
 Дерево, темпера, масло.

Лежащие рядом с кондотьером Федериго да Монтефельтро доспехи, как будто бывшие только что сняты, дополнительно подчеркивают фактическое присутствие донатора.

Original size 1963x2676

Бернардо Дзенале. 
Мадонна с младенцем со святыми и донаторы,
 1515 г. 
Дерево, масло.

Полная интеграция в событие

Далее мы можем наблюдать окончательную интеграцию донаторов в мир Святых, они становятся свидетелями и участниками священной истории.

Original size 3396x2110

Джованни Беллини. Алтарь Барбариго
 1488 г.
 Холст, масло.

На изображениях сверху и снизу Святой Марк придерживает Юлия II и донатора, а те, помимо того, включены в одну композиционную группу со святыми, их связь становится неразрывной.

Original size 1665x2000

Джованни Беллини. Мадонна с младенцем на троне со святыми и донатором
 1505 г.
 Холст, масло.

Original size 2560x1922

Рафаэль Санти. 
Месса в Больсене,
 1512 г. Фреска.

0

Рафаэль Санти.
 Месса в Больсене,
 фрагменты, 1512 г. Фреска.

Original size 1539x2430

Тициан Вечеллио.
 Мадонна с Младенцем со святыми Франциском, Людовиком Тулузским и донатором Луиджи Гоцци,
 1520 г.
 Холст, масло.

Оттеснение события, перетягивание внимания, оккупация пространства

Последним и самым «наглым» этапом апофеоза становится вытеснение событий Писания и житий практически на второй план. Количество фигур заказчиков и их близких уже численно превосходит святых. Большая часть изображения принадлежит именно донаторам. Не их фигуры вовлекаются в сакральные сюжеты, а сами сюжеты почти низводятся до декораций современных событий.

Original size 1719x1064

Доменико Гирландайо.
 Капелла Торнабуони, изгнание Иоахима из храма
, 1486–90 гг.
Фреска.

Такой высокий градус апофеоза характерен для конкретного периода духовной жизни ренессансного общества — времени Лоренцо Великолепного по Флоренции, которое можно рассматривать как наиболее яркий пример «титанизма» эпохи Возрождения. Приведенные ниже работы исполнены Доменико Гирландайо и Сандро Боттичелли — художниками именно из медицейского круга.

Original size 2627x1984

Доменико Гирландайо. 
Капелла Торнабуони, явление ангела Захарии
, 1480 г.
 Фреска.

Original size 2560x2086

Сандро Боттичелли.
 Поклонение волхвов,
 1474–76 гг. 
Дерево, темпера.

Original size 4096x2261

Доменико Гирландайо.
 Капелла Сассетти, Утверждение устава францисканского ордена папой Гонорием III
, 1483–85 гг.
 Фреска.

Original size 2000x973

Доменико Гирландайо. 
Капелла Сассетти, Воскрешение сына римского нотариуса, 
1483–85 гг. 
Фреска.

0

Доменико Гирландайо. 
Капелла Сассетти, портрет Неры Корси, Поклонение пастухов, портрет Франческо Сассетти
 1483–85 гг. 
Фреска, дерево, масло.

«Титанизм», Возрождение и современность. Подведение итогов.

Итальянский Ренессанс привлекателен тем, что обозначенные потребности приблизиться к божественному закрывались силами изобразительного искусства, что породило весьма занятную и специфичную живописную традицию. Рассмотренные выше работы можно назвать портретированным титанизмом. Аналогичные побуждения и духовные колебания могут быть свойственны и людям современности, однако массовой интеграции фигуры заказчика в религиозную живопись мы не наблюдаем (как и в целом религиозного искусства в прежнем количестве).

Тем не менее на некоторых частных примерах можно засвидетельствовать схожие проявления «стихийного индивидуализма», так же связанные со священными образами. Так например Канье Уэст изображает себя в образе Иисуса Христа на обложке журнала Rolling Stone. К тому же образу ранее обращался и Тупак Шакур на обложке альбома «The 7 Day Theory».

Original size 2116x2566

Канье Уэст в образе Христа на обложке журнала Rolling Stone, 2006 г.

Original size 2261x1200

Makaveli (2pac). The Don Killuminati: The 7 Day Theory, 1996 г. Обложка альбома

Характерной особенностью в отличие от эстетики Возрождения, сохранявшей некую притворную скромность, является совершенное отсутствие оной и прямое отождествление с божеством.

Original size 1960x1307

Джерри Солц в музее Прадо, 2025 г. На фоне: Франсиско Гойя. 3 мая 1808 года, 1814 г., холст, масло.

Популярный в соцсетях искусствовед Джерри Солц с определенным градусом иронии относится к произведению искусства в принципе (не только на библейско-христианский сюжет) как к священному объекту поклонения и находится с ним примерно в тех же отношениях, что изображения донаторов со святыми образами в первой главе данного исследования.

Original size 1200x831

Джерри Солц в музее Прадо, 2025 г. На фоне: Рогир ван дер Вейден. Снятие с креста, 1435–40 г г., дерево, масло.

Несколько шуточно воспроизводя позы, свойственные персонажам картин и икон, Джерри Солц не столько их пародирует, сколько иллюстрирует никуда не ушедшее и языческое по своей природе желание человека приблизиться к божеству (или чему-то значительно большему и значимому, чем человеческое). Частным проявлением этой потребности в современности можно считать обилие фотографий на фоне достопримечательностей и произведений искусства, на которых те зачастую оказываются оттеснены и так же становятся фоном, как события Евангелия и житий на флорентийских фресках.

Bibliography
Show
1.

Дворжак, М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения / М. Дворжак. — М.: Пальмира, 2018. — 303 с. — ISBN 978-5-386-10962-2.

2.

Варбург, А. Великое переселение образов: исследование по истории и психологии Возрождения античности / А. Варбург. — М.: Пальмира, 2024. — 376 с. — ISBN 978-5-517-08718-8.

3.

Баксандалл, М. Живопись и опыт в Италии XV века: введение в социальную историю живописного стиля / М. Баксандалл. — М.: V-A-C Press, 2019. — 264 с.

4.

Лосев, А. Ф. Эстетика Возрождения / А. Ф. Лосев. — М.: Академический проект, 2017. — 821 с.

5.

Вазари, Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих: в 2 т. / Дж. Вазари. — М.; Л.: Academia, 1933. — Т. 1–2. — 444 с.

«Скромный апофеоз» — фигура заказчика в искусстве
We use cookies to improve the operation of the website and to enhance its usability. More detailed information on the use of cookies can be fo...
Show more