
«Велосипед сделал для эмансипации женщин больше, чем что-либо другое в мире».
Сьюзен Б. Энтони, американская феминистка (1896 г.)
Актуальность темы заключается в нескольких моментах. В первую очередь, именно через детали обыденных вещей, которые участвуют в жизни практически ежедневно, можно заметить, что борьба женщин за права велась не только на уровне государства и принимаемых законов, но и на уровне простой повседневности. Эмансипация — это не только суфражистки на митингах. Это история повседневного сопротивления, которая вдохновляет и сегодня. Во-вторых, исследование поднимает вопрос гендерной идентичности. Погружаясь в изучение прошлого, можно невольно провести параллель с современностью. Через картины, мы понимаем, что борьба за удобную одежду, участие в голосовании на выборах, возможность заниматься образованием и «неженскими» профессиями имеют долгую и глубокую историю, уходящую корнями в, казалось бы, незначительные бытовые детали.
Гипотеза: Художественная репрезентация повседневных вещей эволюционировала от отражения патриархальных норм и привитой обществом роли женщины «домохозяйки», «наблюдательницы» и «украшением мужчины» к их визуальному и социальному оспариванию. Через композиционные и стилистические приемы (асимметричные ракурсы, акцентирование жестов, трансформация пространства) художники не просто изображали девушек и их окружающее пространство, но и активно участвовали в трансформации образа женственности, восприятии женского тела, социального статуса, превращая повседневность в поле идеологической борьбы.
Ключевой вопрос: как именно женский быт в западноевропейской живописи XVIII — начала XX вв. становится визуальным маркером и инструментом создания новой женской идентичности и самоопределения?
Для исследования я выбрала период с XVIII века по 1920-е годы. Временной отрезок можно разделить 4 этапа: 1700-1800: Зарождение темы Бытовая практика как добродетель или аллегория 1800-1870: Морализаторский период Викторианские нормы, курение/чтение как признаки «падения» 1870-1900: Переломный момент Импрессионисты и символисты начинают переосмысление 1900-1920-е: Радикализация Авангард превращает бытовые практики в политические жесты
Для того, чтобы выявить общеевропейские тенденции, а также показать специфику культур разных стран я рассматриваю Францию, Великобританию, Германию и Россию.
Материал для исследования подобран по хронологическому и тематическому принципу для охвата ключевых этапов эмансипации.
Рубрикатор:
Эволюция образов женского образования и труда
Жан-Батист Симеон Шарден «Молитва перед обедом» (1744)
Картина Шардена представляет собой идеологически выверенный конструкт «естественной» женской добродетели, сформированный в рамках буржуазной культуры XVIII века. Центральная фигура матери, обучающей детей молитве, воплощает патриархальный идеал женщины, чья сфера влияния и моральная ответственность строго ограничены домашним пространством.
Ее главная роль — не интеллектуальное развитие или общественная деятельность, а духовное и нравственное воспитание нового поколения в рамках предписанных норм. Полотно Шарден выступает в исследовании репрезентативной визуальной моделью «дореволюционного» состояния, в рамках которого бытовые практики и их материальные атрибуты были функционально подчинены задаче консервации и визуального закрепления традиционных гендерных иерархий.
Ян Вермеер «Девушка, читающая письмо у окна» (1657)
В отличие от более ранних работ, где женщина часто предстает в социальном или аллегорическом контексте, Вермеер изображает молодую девушку, полностью погруженную в акт частного, интеллектуального общения — чтение письма. Этот жест является одним из ранних, через который возможно показать формирование внутреннего мира женщины
Габриэль Метсю «Женщина, читающая письмо» (1664)
Сцена демонстрирует интерес к частной, интеллектуальной жизни женщины в интерьере. Если Вермеер показывает момент чистого, безмолвного погружения, то Метсю усложняет нарратив, вводя в композицию вторую фигуру — служанку, приоткрывающую занавес. Женщина с письмом существует в своем интимном мире, но этот мир уже проницаем и связан с социальными взаимодействиями. Художник фиксирует не просто уединение, а момент, где ее личная переписка становится значимым событием, требующим отдельного пространства. Это этап, когда бытовой предмет начинает не только отражать личные переживания, но и активно формировать новое визуальное повествование о женщине, готовя почву для её будущего выхода из рамок чисто домашней сферы.
Берта Моризо «Читающая» (1873)
В отличие от камерных интерьеров Вермеера и Метсю, Берта Моризо изображает современную парижанку в момент повседневного отдыха. Ее поза и мягкий взгляд передают состояние глубокой, но лёгкой сосредоточенности. Этот образ утверждает право женщины на интеллектуальный досуг как неотъемлемую часть её жизни, а не исключительное событие. Художница сознательно избегает детализации: книга в руках героини написана обобщёнными мазками, ее содержание не имеет значения — важен сам процесс чтения. Художественный язык становится метафорой освобождения: женщина больше не заперта в условном пространстве картины, а существует в динамичном мире.
Мэри Кэссетт «За чаем» (1880)
«Кэссетт изображает представительницу высшего класса, но без лести и идеализации. Её модель — не пассивный объект для созерцания, а личность, обладающая внутренней жизнью и самообладанием».
— Гризельда Поллок, искусствовед и феминистка
Поллок помогает увидеть в, казалось бы, обыденной сцене глубокий смысл. Бытовой ритуал чаепития становится сценой для демонстрации уверенности и интеллектуального равенства.
«Портрет Екатерины 2 верхом» Эриксен, Вигилиус (1722-1782)
Императрица изображена в мундире, что было неслыханно для женщины ее эпохи, подчеркивая её статус правительницы, а не супруги правителя. Атрибуты военной и государственной власти в женских руках радикально переосмысливают гендерные роли. Этот портрет — визуальный манифест женской власти, достигнутой через интеллект и волю.
Анжелика Кауфман автопортрет, 1780-е годы
Портрет отражает идеалы Просвещения, где образованность становится частью образа респектабельной женщины. Героиня изображена с книгой в элегантной, но сдержанной позе, что символизирует гармонию разума и вкуса. Кауфман, сама будучи выдающейся художницей, создает образ интеллектуально развитой личности
Освоение пространства
Берта Моризо «Психэя» (1876)
Молодая девушка, смотрящая в зеркало у открытого окна, соединяет мотивы самопознания и связи с внешней средой. Свет, льющийся из окна, озаряет её лицо и платье, делая героиню активной участницей диалога с окружающим миром. Динамичный мазок и яркая палитра передают ощущение мгновенности и жизненной энергии, наполняющей приватное пространство.
Берта Моризо «Женщина у окна» (1869)
Молодая женщина смотрит из окна, ее фигура образует связующее звено между интерьером и экстерьером. Свободная живописная манера и светлая палитра передают изменчивость и мимолетность впечатления. Окно становится рамкой, через которую женщина наблюдает за жизнью, оставаясь в своем пространстве.
Эдуард Мане «Балкон» (1868)
Героини на балконе находятся в промежуточном пространстве между приватной сферой и публичным миром. Их отстраненные, меланхоличные взгляды передают ощущение замкнутости и отчужденности даже на открытом воздухе. Балкон, как архитектурный элемент, подчеркивает их роль объектов для обозрения.
Гюстав Кайботт «Молодой человек у окна» (1875)
Для контраста: мужчина у окна изображен хозяином пространства, его поза выражает уверенность и созерцательный контроль над открывающимся видом. Ракурс с его спины позволяет зрителю разделить его перспективу, подчеркивая активную позицию наблюдателя. Эта картина ярко иллюстрирует разницу в репрезентации мужского и женского освоения пространства.
Анри де Тулуз-Лотрек «Плакат для велосипедной марки Simpson» (1896)
Тулуз-Лотрек создает не просто рекламный плакат, а визуальный манифест новой женской мобильности. Велосипедистка изображена в динамичном движении, ее силуэт выражает энергию и скорость, что контрастирует со статичными образами женщин в интерьерах предыдущих эпох. Велосипед здесь становится орудием эмансипации, позволяющим женщине самостоятельно осваивать городское пространство, преодолевая традиционные границы приватной сферы.
Наталья Гончарова «Велосипедист» (1913)
Авангардное изображение велосипедистки деконструирует традиционную форму, чтобы передать скорость и механистичный ритм современного города. Фрагментарность фигуры и наложение фаз движения визуализируют новую, динамичную женскую мобильность. Яркие контрастные цвета и угловатые линии работают на создание образа сильной, энергичной женщины, освоившей урбанистическое пространство.
Анри де Тулуз-Лотрек «В Мулен Руж» (1892)
Художник захватывает сумасшедшую энергию ночного кафе, где женщины являются центральными фигурами. Кричащие краски, искусственное освещение и гротескные лица передают атмосферу карнавала и вседозволенности. Это пространство — альтернатива обществу, где женщины могут быть более свободными.
Эдуард Мане «Бар в Фоли-Бержер» (1882)
Продавщица за барной стойкой находится в центре вихря отражений в зеркале, но её взгляд отрешен. Зеркало удваивает пространство, показывая шумную публику и ее клиента, создавая сложную игру взглядов. Героиня оказывается одновременно и частью этого мира, и отстраненным наблюдателем, запертым за своим рабочим местом.
Анри де Тулуз-Лотрек «Танец в Мулен Руж» (1890)
Танец пары передает вихрь движения и страсти в центре ночного заведения. Утрированные позы и резкие контуры подчеркивают искусственность и театральность этого ритуала ухаживания. Для женщин в зале танец часто был частью работы, профессией, а не личным выбором.
Жесты и атрибуты как манифесты новой идентичности
Эдуард Мане «Цыганка с сигаретой» (1862)
«Сигарета в руках женщины у Мане — это жест самообладания и современности. Это знак её принадлежности к богемной или работающей жизни, вызов условностям, предписывавшим женщине быть лишь украшением частного интерьера.»
— Кэрол Армстронг, «Manet Manette» (2002)
Мане визуализировал новый социальный тип — женщину, которая сама управляет своим образом и телом.
Эдвард Мунк «Мадонна» (1894)
Символистский образ объединяет святость материнства и чувственную, почти вампирическую эротику. Обнаженная фигура в момент зачатия или родовой муки окружена волнообразными линиями, создающими ауру мистической трансформации. Этот гибридный образ оспаривает традиционное разделение женщины на «деву» и «блудницу», представляя женственность как мощную иррациональную силу.
Художественные стратегии конструирования новой женственности
Эдгар Дега «Хлопковая контора» (1873)
Неожиданный ракурс и срез фигур краем холста создают эффект «подсмотренной сцены», характерный для фотографического восприятия. Мужские и женские фигуры разделены пространством конторы, визуализируя гендерное разделение труда в эпоху индустриализации. Композиционная асимметрия и сложное освещение подчеркивают незавершенность момента, отказываясь от создания идеализированного нарратива.
Мэри Кэссетт «В ложе» (1878)
Художница изображает современную женщину в театре, но её взгляд направлен не на сцену, а в сторону, возможно, изучая само общество. Веер и бинокль — атрибуты светского ритуала — становятся инструментами её собственного, активного наблюдения. Композиция, строящаяся на диагоналях и зеркальных отражениях, усложняет пространство, делая зрительницу одновременно объектом и субъектом взгляда
Эдуард Мане «Олимпия» (1863)
Картина отсылает к «Венере Урбинской» Тициана, но радикально переосмысляет ее. У Мане: «Венера» превращена в «Олимпию» — парижскую куртизанку. Художник изображает худощавую модель (Викторину Меран) с равнодушным взглядом. Резкий свет подчеркивает бледность кожи, лишая тело скульптурной объемности. Самая революционная черта «Олимпии» — ее психологическая отчужденность. Она не пытается понравиться. Ее женственность продажна
Гюстав Курбе «Происхождение мира» (1866)
В европейском искусстве обнаженное женское тело почти всегда являлось аллегорией, поэтому Курбе добивается шока у зрителей через гиперреализм и десакрализацию. Складки кожи, волосы, румянец — все это лишено идеализации и представлено как природный объект. Отсутствие деталей, дорогих тканей и лица подчеркивает подчеркивает, что перед нами не богиня и не куртизанка, а плоть как таковая. Автор обнажает то, что был скрыто под слоями культурных кодов, тело девушки не обязано быть прекрасным, изящным или аллегоричным. Оно просто есть.
Эгон Шиле «Сидящая женщина с поднятым коленом» (1917)
Шиле отказывается от идеализированных пропорций в пользу угловатых, вытянутых форм. Тело становится не объектом восхищения, а материальным носителем эмоций — нервным, резким, обнажающим внутреннее состояние. В позе и выражении читается сам Шиле. Это стирание границ между мужским и женским, объектом и субъектом, создает новую художественную реальность, где тело — универсальный проводник чувств. Героиня картины изображена в закрытой позе, что создает самодостаточную композицию и такую же личность. У Шиле тело становится субъектом личного переживания. Эмансипация происходит через принятие своей телесности во всех ее неидеальных проявлениях через прерывистые линии, не дописанные части картины.
Поль Сезанн «Большие купальщицы» (1906)
Сезанн радикально переосмысляет традицию «купальщиц». Его героини ничего не делают — они просто существуют в пространстве, подобно скалам или деревьям. Их тела лишены привычной плавности и мягкости, они изображены геометрически, а цвет кожи купальщиц гармонирует с цветом земли, песка и стволов деревьев. Их позы, образуя пирамидальные композиции, повторяют формы окружающего пейзажа. Они являются неотъемлемой частью природы. Это отрицает их восприятие как отдельного объекта для созерцания. Сезанн уходит от социальных ролей (куртизанка, мать, жена) и даже от индивидуальной психологии (как у Шиле). Его женственность — это первобытная, доисторическая сила.
Пабло Пикассо «Авиньонские девицы» (1907)
Картина Пикассо относится к его африканскому периоду, открывая кубизм. Тела девушек показаны будто одновременно с разных ракурсов, что делает изображение плоским, а фигуры — угловатыми и грубыми, снова лишая их привычной красоты и чувственности. Тела здесь словно конструктор, который можно собрать в разных вариантах. Фрагментация предстает как множественность, собранная в одном теле, которое может быть разным
Феликс Валлотон «Ложь» (1897)
Композиция напоминает театральную сцену. Чёрное платье женщины и тёмный костюм мужчины лишены индивидуальности. Это социальные маски, за которыми скрываются истинные эмоции. Валлотон показывает, что эмансипация может принимать не только открытые, но и скрытые формы. Право на ложь, утаивание, приватность — это тоже акт сопротивления, доступный женщине в условиях социальных ограничений.
Эдвард Мунк «Танец жизни» (1899)
Цикл женской жизни представлен через три фигуры в танце: невинная в белом, в красном и скорбная в черном. Их движения на фоне заката символизируют необратимый поток времени, соединяющий любовь, страсть и смерть. Монотонный, почти гипнотический ритм танца и интенсивный цвет создают универсальную аллегорию женской судьбы, лишенной индивидуальных черт, но наделенной архетипической силой.
Валентин Серов «Портрет Иды Рубинштейн» (1910)
Серов конструирует образ «новой женщины» через синтез античной гармонии и модернистской стилизации, где тело становится манифестом освобождения от викторианских условностей. Эмансипация здесь проявляется как сознательный уход от натурализма в область эстетизма, где женственность творится как произведение искусства.
Вывод
Гипотеза предполагает, что к 1920-м годам в европейской живописи сформировался узнаваемый визуальный код эмансипированной женщины, где каждая бытовая деталь (от положения тела до аксессуаров) стала нести идеологическую нагрузку, а сам художественный язык модернизма оказался созвучен задачам гендерного освобождения.
Источники
Библиографические источники:
Нохлин Л. Почему не было великих художниц? // Миф о великом художнике. — М., 1971. — С. 123–145.
Nochlin L. Women, Art, and Power and Other Essays. — New York: Harper & Row, 1988. — 181 p.
Pollock G. Vision and Difference: Femininity, Feminism and Histories of Art. — London: Routledge, 1988. — 244 p.
Parker R. The Subversive Stitch: Embroidery and the Making of the Feminine. — London: Women’s Press, 1984. — 254 p.
Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. — Т. 1: Структуры повседневности. — М.: Весь мир, 2007. — 592 с.
de Certeau M. The Practice of Everyday Life. — Berkeley: University of California Press, 1984. — 229 p.
Ennis L. The Bicycle and Women’s Emancipation // Journal of Transport History. — 2018. — Vol. 39, № 2. — P. 45–67.
Ritchie A. King of the Road: An Illustrated History of Cycling. — London: Wildwood House, 1975. — 192 p.
Penn R. It’s All About the Bike: The Pursuit of Happiness on Two Wheels. — London: Penguin, 2010. — 214 p.
Eisenstein E. The Printing Press as an Agent of Change. — Cambridge: Cambridge University Press, 1979. — 794 p.
Glaser K. The Parlour and the Street: Elite and Popular Culture in Nineteenth-Century New York // Journal of Urban History. — 2015. — Vol. 41, № 3. — P. 45–63.
Scott J. Gender: A Useful Category of Historical Analysis // The American Historical Review. — 1986. — Vol. 91, № 5. — P. 1053–1075.
Портрет актрисы Жанны Самари // Официальный сайт Государственного Эрмитажа. — URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/37525 (дата обращения: 10.11.2025).
В кафе (Абсент) // Официальный сайт Государственных художественных собраний Дрездена (SKD). — URL: https://skd-online-collection.skd.museum/Details/Index/415429 (дата обращения: 10.11.2025).
Маргарет Сэндс (Миссис Оливер Сэндс) // Сайт Национальной галереи Ирландии. — URL: http://onlinecollection.nationalgallery.ie/media/view/Objects/8709/14704 (дата обращения: 10.11.2025).
Берта Моризо: Консервация картин импрессионистов // Сайт Кливлендского музея искусств. — URL: https://www.clevelandart.org/events/berthe-morisot-conserving-impressionist-paintings-cma (дата обращения: 10.11.2025).
Мадам Шарпантье с детьми // Сайт Метрополитен-музея. — URL: https://www.metmuseum.org/art/collection/search/10388 (дата обращения: 10.11.2025).
Портрет Эмиля Золя // Официальный сайт Государственного Эрмитажа. — URL: https://www.hermitagemuseum.org/digital-collection/36980?lng=ru (дата обращения: 10.11.2025).
Официальный сайт музея Кунстпаласт, Дюссельдорф [Электронный ресурс]. — URL: https://www.kunstpalast.de/de/ (дата обращения: 10.11.2025).
Сестра художника у окна // Сайт Национальной галереи искусства, Вашингтон. — URL: https://www.nga.gov/artworks/52191-artists-sister-window (дата обращения: 10.11.2025).
Балкон] // Официальный сайт музея д’Орсе. — URL: https://www.musee-orsay.fr/fr/oeuvres/le-balcon-707 (дата обращения: 10.11.2025).
Хлопковая контора (Новый Орлеан) // Сайт galerie1881.com. — URL: https://galerie1881.com/products/ap_22548?srsltid=AfmBOorccfUoSQpd4nvJuZVMblwvhLjznArQbdEUhpchcfTQdte0BE7k (дата обращения: 10.11.2025).
Портрет Иды Рубинштейн // Официальный сайт Государственного Русского музея. — URL: https://rusmuseumvrm.ru/data/collections/painting/19_20/zhb_1600/index.php (дата обращения: 10.11.2025).
В Мулен Руж // Сайт Чикагского института искусств. — URL: https://www.artic.edu/artworks/61128/at-the-moulin-rouge (дата обращения: 10.11.2025).
В кафе (Певица в кафе-концерте) // Официальный сайт музея д’Орсе (архивная версия). — URL: https://web.archive.org/web/20131213223441/http://www.musee-orsay.fr/en/collections/works-in-focus/search/commentaire/commentaire_id/dans-un-cafe-167.html?no_cache=1&cHash=18c0b5fa01 (дата обращения: 10.11.2025).
Бар в «Фоли-Бержер» // Сайт галереи Курто. — URL: https://courtauld.ac.uk/highlights/a-bar-at-the-folies-bergere/ (дата обращения: 10.11.2025).
Госпожа Сезар в оранжерее // Сайт Художественного музея Принстонского университета. — URL: https://artmuseum.princeton.edu/art/collections/objects/32381 (дата обращения: 10.11.2025).
Мадонна // Официальный сайт музея Мунка. — URL: https://www.edvardmunch.org/madonna.jsp#google_vignette (дата обращения: 10.11.2025).
Хлопковая контора в Новом Орлеане // Сайт Muzei-mira.com. — URL: https://muzei-mira.com/kartini_francii/3389-hlopkovaja-kontora-jedgar-dega.html (дата обращения: 10.01.2024).
Мэри Кэссетт: Художница современной женщины // Сайт Музея изящных искусств, Бостон. — URL: https://www.mfa.org/event/film/mary-cassatt-painting-the-modern-woman (дата обращения: 10.11.2025).
Олимпия // Официальный сайт музея д’Орсе. — URL: https://www.musee-orsay.fr/fr/oeuvres/olympia-712 (дата обращения: 10.11.2025).
Происхождение мира // Официальный сайт музея д’Орсе. — URL: https://www.musee-orsay.fr/fr/oeuvres/lorigine-du-monde-69330 (дата обращения: 10.11.2025).
Официальный сайт Национальной галереи в Праге [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ngprague.cz/o-nas/stranka/sbirka-grafiky-a-kresby (дата обращения: 10.01.2024).
Сидящая женщина с поднятым коленом // Сайт Художественного музея Филадельфии. — URL: https://www.visitpham.org/objects/104464 (дата обращения: 10.11.2025).
Авиньонские девицы // Сайт Музея современного искусства (MoMA). — URL: https://www.moma.org/collection/works/79766 (дата обращения: 10.11.2025).
Ложь // Сайт Художественного музея Балтимора. — URL: https://collection.artbma.org/objects/37526/the-lie?_gl=1unywwa_gaMjAzMTI1NjEzMi4xNzYwMzYwMTI2_ga_Z89PXM15R3*czE3NjAzNjAxMjUkbzEkZzEkdDE3NjAzNjAxOTYkajYwJGwwJGgw (дата обращения: 10.11.2025).
Большие купальщицы // Сайт Национального музея искусства, архитектуры и дизайна (Норвегия). — URL: https://www.nasjonalmuseet.no/samlingen/objekt/NG.M.00941 (дата обращения: 10.11.2025).