
Рубрикатор
1. Введение 2. Историческая справка 3. «Человек–амфибия» 4. «Табор уходит в небо» 5. «Служебный роман» 6. «Москва слезам не верит» 7. «Приключения Электроника» 8. «Не бойся, я с тобой» 9. «Игла» 10. Заключение 11. Библиография

Введение
Киноиндустрия появилась ещё в Российской Империи, однако настоящей датой рождения нового — советского — кинематографа принято считать 27 августа 1919 года: именно тогда Совнарком РСФСР принял декрет «О переходе фотографической и кинематографической торговли и промышленности в ведение Народного комиссариата по просвещению», тем самым впервые в мире полностью поставив кино под контроль государства.
На советских фильмах выросло не одно поколение: до сих пор на Новый год прокручиваются всеми любимые кинокартины, которые позволяют окунуться в ушедшую, но не забытую, эпоху. Кинематограф СССР обладает необыкновенной атмосферой доброты — живого и естественного взаимодействия.
Цель проекта — проанализировать ценности в кинофильмах советского периода.
Лично для меня советское кино значит очень многое: я выросла на фильмах Советского Союза. Поэтому рассмотрим 7 картин, отобранных по принципу фаворитизма.
Историческая справка
В 1950-е — 1960-е советский кинематограф переходит от пропаганды к яркому выражению творческой мысли: наступает период хрущевской «оттепели». Меняются смыслы и акценты, появляются новые образы: вместо крестьян и рабочих — учёные, журналисты, учителя и т. д. В этот период затрагиваются самые разные сюжеты советского времени: повседневность и быт, проблемы молодёжи, взаимоотношения поколений, мировоззренческие, нравственные вопросы. Усиливается интерес к внутреннему миру человека — внимание к тонким движениям души, поиск индивидуальной свободы. Лирическое в сочетании с философским формирует глубокий подтекст, делаются первые шаги в становлении культа индивида как единицы общества. К середине 70-х популярность начал набирать жанр «массового» кино, а с началом Перестройки облик всего кинематографа стал кардинально меняться: в мае 1986 состоялся V съезд Союза кинематографистов, заложивший фундамент для «острого, натуралистического» кино, раскрывающего ранее запретные темы и граничащего с откровенной «чернухой».
«Человек–амфибия», 1961
— фильм необыкновенной красоты, снятый по сюжету одноимённого фантастического романа Александра Беляева, написанного в 1927.
Студия: «Ленфильм» Режиссёры: Владимир Чеботарёв и Геннадий Казанский Длительность: 97 мин.
Несмотря на первоначально негативное мнение критиков, «Человек-амфибия» установил абсолютный рекорд по посещаемости среди отечественных фильмов (65,4 млн зрителей за год). Интересным моментом в съёмках является метод разделения кадров, при котором подводные сцены снимались по 2-3 минуты, когда актёр должен был задержать дыхание, а после подплыть к аквалангистам, чтобы получить кислород.
Одна из главных тем произведения — наука и её возможности. Хотя хирургическое слияние человека и морского существа — элемент фантастики — в фильме таким образом обыгрываются реальные научные идеи того времени. Поднимается проблема взаимодействия человека и природы: где границы физические и моральные? Смеет ли человек властвовать? С помощью науки доктор Сальватор жаждет создать новый лучший мир, где «нет ни богатых, ни бедных» — высказывается мысль о равенстве людей — однако наука теперь ставиться выше политики в вопросе людского благополучия.
Тема любви — наиболее распространённая — предстаёт в этот фильме уникальным образом. Ихтиандр, которому непонятны люди с их приземлённым мышлением, оказывается «белой вороной» на суше, однако именно такой чистой, доброй, наивной и возвышенной личности будто и искала Гуттиэрэ. Она видела жестокость и корысть своего жениха, а потому не испытывала к нему чувств и отказывалась выходить за него, однако с Ихтиандром им не суждено быть вместе. Герои принадлежат разным мирам — разлука неизбежна. Юноша «другой», он вынужден покинуть свою возлюбленную. Здесь чётко выражен конфликт личности и общества — тот, кого считали «морским дьяволом» оказывается добрее тех, кто его так назвал.
«Табор уходит в небо», 1976
— ещё один фильм, основанный на литературном произведении — рассказе Максима Горького «Макар Чудра». Это музыкально–драматическая кинокартина пронизана духом свободы и трагизма. Глубоко раскрываются ценности цыган, для которых свобода — абсолютна. Ни власть, ни законы ничего не значат: главным в жизни является сила духа.
Студия: «Мосфильм» Режиссёр: Эмиль Лотяну Длительность: 96 мин.
Сюжет прошлого, раскрывая экзотику горьковских произведений, рассказывает историю о трагической, но страстной, пламенной любви между гордой красавицей-цыганкой Радой и удалым конокрадом Лойко Зобаром в цыганском таборе, блуждающем по степям Бессарабии. Оба героя сильные, смелые, свободолюбивые, но горделивые, а потому любовь их роковая, разрушительная. Раскрывается ценность личного достоинства, верности своим принципам, а также через романтизацию цыганского образа жизни показана важность гармоничного сосуществования человека и природы, естественного взаимодействия с окружающим миром.
Красота человека в стойкости его духа. Тот, кто готов сражаться за свою независимость — достоин жить свободно.
«Служебный роман», 1977
— культовая лирическая трагикомедия, снятая на основе пьесы Эмиля Брагинского и Эльдара Рязанова «Сослуживцы».
Студия: «Мосфильм» Режиссёр: Эльдар Рязанов Длительность: 159 мин.
Этот фильм до сих пор остаётся одним их самых любимых и цитируемых: кинокартина — не просто комедия положений, а глубокое исследование человеческих отношений, взаимовлияния и преображения. Через конфликт личного и служебного показывается ценность искренности и душевности. Раскрывается одиночество личности в большом городе и сила любви, как двигателя жизни — успешная женщина, которой «по должности не положено» открыто поделиться чувствами, меняется, когда находит человека, с которым можно душевно отдохнуть от «казённого» равнодушия и формальностей, которые высмеиваются автором с помощью сатиры.
«Москва слезам не верит», 1979
— легендарный фильм о жизни трёх подруг, которые приехали из провинции покорять Москву и судьба которых сложилась совершенно по-разному.
Студия: «Мосфильм» Режиссёр: Владимир Меньшов Длительность: 148 мин.
«Москва слезам не верит» — это гимн силе духа, стойкости и вере в себя в череде обыденных жизненных неурядиц. Человек способен расти благодаря испытаниям, которые выпадают на его долю. Не всё в жизни складывается, как хочется, однако, когда мечты разбиваются о реальность, слезами горю не поможешь, лишь собственные усилия в конце-концов принесут плоды, поскольку, когда ты сам сформируешься как полноценная и самодостаточная личность, сможешь найти кого-то себе под стать, ведь выбор, который мы делаем — целиком наша ответственность.
«Приключения Электроника», 1979
— потрясающий музыкальный детский фильм с элементами научной фантастики, снятый на основе повестей Евгения Велтистова «Электроник — мальчик из чемодана» и «Рэсси — неуловимый друг».
Студия: Одесская киностудия Режиссёр: Константин Бромберг Длительность: 216 мин.
Эта картина о детстве, поиске себя в жизни, науке и настоящей человечности. Добрая история о мальчике–роботе, который хотел стать человеком. Важными в фильме показаны дружба, искренность, умение брать ответственность за свои поступки и стремление к знаниям.
«Не бойся, я с тобой», 1981
— интереснейший музыкальный приключенческий фильм с ярким азербайджанским колоритом, каскадёрскими трюками и лёгким юмором.
Студия: «Азербайджанфильм» Режиссёр: Юлий Гусман Длительность: 150 мин.
Действие фильма происходит в Азербайджане в неспокойные годы после революционных потрясений 1917 года, в период становления Азербайджанской Демократической Республики. Поднимается острая проблема кровной мести — убийство было долгом, делом принципа. Отказ от мести — признак трусости. Однако добро всегда побеждает зло, и человечность должна восторжествовать. Мужество поступить по совести вопреки безнравственным общественным устоям достойно уважения. Также затрагивается тема детства и скоротечности времени: «отстаёт в дороге детство, чтоб дорогу дать судьбе» — должно человеку сохранить росток в душе, который и олицетворяет ту непосредственную искренность и чистосердечность. Ещё одна важная мысль фильма — за любовь нужно сражаться, но во что бы то ни стало оставаться верным самому себе. И жизнь, и любовь стоят жертв, но важно не потерять справедливые ориентиры в борьбе за то, что тебе дорого.
Ведь недаром и кровь и любовь Рифмовали поэты веками Или может писались стихи дураками? Или наша любовь недостойна стихов?
Мир жесток, только я не виновен, Этот мир создавался не мной, Всё, что в жизни прекрасного есть, Стоит жертв и во век их не счесть. Так решили и жизнь и любовь, Что расплата за них чья-то кровь.
Ценности фильма чётко выражаются в песнях Полада Бюльбюль Оглы, который играет Теймура. Его лирика передаёт душевные терзания, внутренние конфликты, яркие эмоции и глубокие переживания, а также стремление к справедливости, пылкость души и любовь к жизни.
«Игла», 1988
— эта картина стала одним из символов Перестройки, сделав музыкального кумира Виктора Цоя кинозвездой. Фильм имеет уникальный визуальный стиль, необычную атмосферу подпольной культуры конца 80-х, включает в себя элементы боевика, взятые из кинокартин с Брюсом Ли, которым увлекался Цой.
Студия: «Казахфильм» Режиссёр: Рашид Нугманов Длительность: 76 мин.
Этот фильм стал одним из первых в СССР, в котором открыто показана борьба с социальным злом — наркотиками. Острая проблема, которая ранее умалчивалась, поскольку причислялась к явлениям «прогнившего Запада», была раскрыта в данной киноленте. В 1988 году в прокуратуре СССР было проведено совещание по борьбе с наркоманией, на котором вскрылись шокирующие для населения данные о наркообороте в стране: для молодёжи «достать наркотики не составляло труда» — люди не видели в этом опасности.
Моро — образ нового человека, не вписывающегося в советское общество, поскольку герой живёт по своим собственным законам. Однако именно он оказывается единственным, кто не остаётся равнодушным к чужой беде. И несмотря на то, что он пришел «из ниоткуда и ушел в никуда», Моро остался верным себе и защищал дорогого человека, даже когда его жизни грозила опасность.
Заключение
Советский кинематограф обладает неповторимым духом эпохи, которая никогда не повториться вновь — эпохи становления нравственных идеалов общечеловеческих масштабов, которые создали удивительный облик «натурального» кино, в котором показывается настоящая жизнь. Доброта, которой пронизаны даже серьёзные киноленты, выражает главную идею: «Человеком быть решись, человечней станет жизнь, человечество с тебя и начнётся…»
Библиография
1. Русина Ю. А. История советского кино: учеб. пособие / Ю. А. Русина: М-во науки и высш. образования Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. — Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. — 104 с. 2. Жанайдаров Д. Рыжова П. Валлиулин И. История отечественного кино — Москва: ЭКСМО: Бомбора, 2024 — 158 с. 3. Громов Е. С. Жанр и творческое многообразие советского киноискусства / Жанры кино. Сб. статей. М.: Искусство, 1979 4. Магия советских фильмов: почему мы до сих пор с удовольствием смотрим кино времён СССР? [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eg.ru/relax/3274982-magiya-sovetskih-filmov/ (дата обращения: 12.12.2025) 5. Советское кино (Социализм с человеческим лицом) [Электронный ресурс]. — URL: https://althistory.fandom.com/ru/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%BA%D0%B8%D0%BD%D0%BE_(%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%BC_%D1%81_%D1%87%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%BC_%D0%BB%D0%B8%D1%86%D0%BE%D0%BC) (дата обращения: 12.12.2025) 6. Кинематограф СССР — Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84_%D0%A1%D0%A1%D0%A1%D0%A0 7. Совещание в прокуратуре СССР по борьбе с наркоманией. Взгляд (1988) [Видео]. — URL: https://youtu.be/H51fWK9v7QY?si=Zu0BTMp_fV_B6imv